Бывший министр по исполнению наказаний пробации и юридической помощи Грузии Дмитрий Шашкин, который прилетел накануне в Тбилиси из Мюнхена, заявил, что не имел ни малейшего представления о фактах нечеловеческого обращения с заключенными в Грузии. Экс-министр заверил, что готов в любое время явиться в прокуратуру, чтобы дать исчерпывающие ответы на все вопросы. Но эксперты сомневаются в искренности политика, полагая, что он рассчитывает уйти от справедливого наказания.
Дмитрий Шашкин упорно отрицает, что на уровне министров могло быть известно о беспределе, творящемся в тюремных застенках. Говоря об этом, бывший министр по исполнению наказаний имеет в виду, разумеется, себя. Однако президент Фонда единения русского и грузинского народов Владимир Хомерики сомневается в том, что Шашкин мог не быть в курсе происходившего в грузинских тюрьмах.
"Шашкин несет консолидированную ответственность за то, что творило правительство Михаила Саакашвили, и, естественно, за то, что творилось в тюрьмах. Будучи министром, он не мог не знать об этом. А если и не знал, тогда вообще непонятно, каким он был министром", — говорит эксперт.
Один из главных вопросов, возникших после того, как Шашкин вышел из самолета в грузинском аэропорту — могут ли экс-главу министерства по пробации и исполнению наказаний посадить в одно из тех мест, которые ранее были в его ведании? Владимир Хомерики сомневается, что у тех, кто сегодня в Грузии принимает подобные решения, хватит для этого доказательств.
"Несмотря на то что народ требует и жаждет мести, новое правительство подходит очень осторожно к этим процессам, стараясь действовать в рамках закона и доказательной базы. К огромному сожалению, у грузинских специалистов, которые сейчас во власти, недостаточно профессионализма. И доказательной базы у них тоже очень мало — мало шансов доказать, что именно Шашкин присутствовал при этих пытках, именно он давал какие-то указания, что он все знал. Так что здесь трудно найти реальное обвинение, — полагает Хомерики. — На самом деле, я считаю, что его доля в тех грехах, которые совершило правительство Саакашвили, велика, и он должен отвечать перед законом. Он так или иначе причастен к тем преступлениям", — добавил эксперт.
Окажется Шашкин в итоге за решеткой или нет, напрямую зависит от решения правящей коалиции, полагает заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Иосифович Станевский. "Вопрос, посадят его или нет, связан с предстоящими президентскими выборами. Наверняка руководителями "Грузинской мечты" будет рассматриваться вопрос о том, повредит ли это коалиции и ее представителю на предстоящих президентских выборах, или нет", — считает эксперт.
"Аргументов в пользу того, чтобы основные руководители Грузии времен Саакашвили оказались за решеткой, очень много в каждом отдельном случае, — напоминает Станевский. — Был авторитарный режим, и нарушений норм и правил, в том числе и конституционного порядка, было более чем достаточно. Я думаю, что при желании строго соблюдать конституционные нормы и законы Грузии со стороны властей, конечно, и он, и многие другие должны оказаться там, куда они легко посылали своих оппозиционеров во времена, когда господствовал режим Саакашвили".
Так почему же Дмитрий Шашкин все-таки вернулся в страну из Европы, куда он отправился на лечение аккурат во время скандала вокруг пыток в Глданской тюрьме? После того как за решеткой оказались такие яркие политические фигуры, как Вано Мерабишкили и Бачо Ахалая, и перед ним может замаячить перспектива сменить палату в санатории на тюремную камеру. И тут эксперты солидарны во мнении: один из главных сторонников Саакашвили уверен в том, что он находится под защитой.
"У него есть определенная надежда, иначе он, наверное, не вернулся бы. Его допросят, может, пожурят, и он уйдет от ответственности", — считает Владимир Хомерики. "Он не стал скрываться, потому что у него есть мысли на предмет того, что он не окажется в тюрьме и продолжит действовать в интересах "Единого национального движения", — добавляет Феликс Станевский. — Он один из активных сторонников Саакашвили. Он думает, что все обойдется. Поэтому он и вернулся. Конечно, это связано с риском, но политик может идти на риск".
Во времена нахождения у власти пропрезидентской партии "Единое национальное движение" Дмитрий Шашкин сменил несколько министерских портфелей. Он был министром по исполнению наказаний, затем главой Минобразования и науки, а после — руководителем оборонного ведомства.
Почти сразу после поражения правящей партии на парламентских выборах 2012 года Шашкин направился в командировку в США, но в конце месяца опубликовал в Facebook обращение к жителям страны, в котором заявил, что принял решение покинуть Грузию. Однако через пять месяцев, в марте этого года, экс-министр вернулся на родину.
"Тюремный скандал" начался в Грузии 18 сентября 2012 года, когда ряд оппозиционных телеканалов распространил видеозаписи, на которых были зафиксированы шокирующие факты издевательства над заключенными в Глданской тюрьме №8 в Тбилиси. Кадры вызвали огромное возмущение общественности и стали поводом для акций протеста в Тбилиси и ряде городов страны. Они же послужили причиной отставки двух министров — главы министерства по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи Хатуны Калмахелидзе и главы МВД Бачо Ахалая. По мнению экспертов, этот скандал оказал решающее воздействие на итоги выборов.
14 июня Тбилисский городской суд приговорил 16 обвиняемых по делу о пытках заключенных в учреждении по исполнению наказаний №8 к разным срокам заключения. С восемью из них была заключена процессуальная сделка. Все они находятся в местах лишения свободы, за исключением автора скандальных видеозаписей Владимира Бедукадзе. Он был освобожден от уголовной ответственности на основе ходатайства главного прокурора Грузии Арчила Кбилашвили.