Почему грузинские педагоги провалили сертификационные экзамены? Тестирование не смогло пройти подавляющее большинство учителей. Особенно сложная ситуация с естественнонаучными дисциплинами. Эксперты разбираются в причинах, а политики обвиняют в происшедшем друг друга.
Сертификация грузинских педагогов в этом году завершилась полным провалом. Специальные экзамены для учителей по физике не смогли сдать 96 % участников, по математике - 85 %, по химии - 82 % , по истории - 57 %, а по географии - 49 % педагогов. Иными словами, эти учителя не справились с сертификационным минимумом по предмету, который преподают в средней, или, как их называют в Грузии, публичной школе.
Сертификационные экзамены были введены в Грузии во времена правления Михаила Саакашвили, чем президент очень гордился. Дело в том, что педагоги, прошедшие эти экзамены, по версии Саакашвили, могли получать в месяц зарплату в одну тысячу лари. Правда, если таковые сегодня и имеются, то их единицы.
Результат тестирования в тот период также не отличался высоким показателем, хотя по указу прежних властей и был построен специальный центр - дом педагогов для их подготовки к сертификационным экзаменам. После прихода во власть Бидзины Иванившили и "Грузинской мечты" были обнаружены многочисленные нарушения при оформлении участка, где был построен центр подготовки педагогов, в результате чего его временно закрыли. Поэтому теперь правительство Иванишвили обвиняет в плачевном результате экзаменов прежние власти и их "реформу сферы образования".
В свою очередь, президент Саакашвили недоумевает - причем тут прежнее правительство? Ведь Иванишвили и его команда находятся во власти "целых" 10 месяцев - вот, мол, пусть и отвечают за провал экзаменов и уничтожение сферы образования. Сторонники Саакашвили даже говорят о политическом заказе, который выполнили министерство образования и национальный центр экзаменов и оценок. И цель такого заказа - дискредитация этого института как продукта прежних властей Грузии.
Эксперты в области образования говорят еще об одной важной проблеме, которую в своих выступлениях не упоминают ни действующие, ни уходящие власти Грузии. Это решение о закрытии единственного в стране Педагогического института, который вначале носил имя российского поэта Александра Пушкина, а затем грузинского поэта Сулхан-Сабы Орбелиани. "Этот институт готовил конкретных педагогов конкретных специальностей. Формально его не закрыли, а объединили с институтом иностранных языков, после чего он потерял функцию педагогического вуза, - сказала в интервью GeorgiaTimes профессор Нино Гонашвили. - Видимо, в чьи-то интересы не входило существование этого учебного заведения. Ведь в Грузии открылось много частных учебных заведений, руководители многих из них находились в теплых отношениях с властями Грузии. Вот и получили мы теперь результат, что педагоги не могут сдать экзамен по специальности, которой они сами должны обучать детей. Я считаю, что это настоящая катастрофа для образовательной сферы", - полагает Нино Гонашвили.
Эксперт по политическим вопросам, профессор Сосо Цискаришвили отмечает, что причин много. Но основная заключается в том, что сфера образования в последнее время методично скатывалась вниз. "Практически все министры, которые в разное время руководили этим ведомством, больше были ориентированы на различные пиар-акции, нежели на реальное развитие образования в стране, - сказал Цискаришвили в интервью GeorgiaTimes. - Когда нет хорошего образования в средней школе, то исправить этот пробел в вузе уже практически невозможно. Я думаю, что педагоги, которые срезались на экзаменах, должны попросту уйти с работы, хотя бы на время. Попытаться сдать этот экзамен через год, и только после этого вернуться в сферу образования".
На вопрос, повлияло ли на эту ситуацию закрытие Педагогического института, Цискаришвили отвечает однозначно: да, повлияло. "Безусловно, это одна и серьезных причин. Педагогика как сфера образования стала ненужной для властей страны. Если вы посмотрите, чему обучают сегодня в институте имении Илии (бывшем Пушкинском институте), то найдете там много специальностей, однако нет и намека на педагогические дисциплины. Я считаю, что это следствие несправедливой ситуации в стране - политики прежних властей страны. А ведь в педагогической сфере также должна быть справедливость. Я очень надеюсь, что нынешний министр образования будет способствовать развитию сферы образования с такой же активностью, как она меняет своих заместителей. И, что самое главное, результат должны почувствовать все, а не только сотрудники этого министерства", - сказал Цискаришвили.
Самое плохое во всей этой ситуации - что результат некомпетентности учителей проявится не сразу, а через несколько лет. Поэтому эксперты призывают правительство принять незамедлительные меры. В противном случае страна может дойти до уровня, когда и среднее образование получить сложно - то есть научиться писать, читать, считать. До сегодняшнего дня в этом смысле ситуация только ухудшалась.
Михаил Вардзелашвили