Председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия сегодня подтвердил намерение Грузии выйти из СНГ, сообщает газета ВЗГЛЯД. «Необходимость пребывания в СНГ полностью отпала после прекращения миротворческой операции в Абхазии под эгидой этой организации, после того как Грузия признала «голубые каски» оккупационными войсками», - заявил он. По данным Малашхия, Грузия сейчас переводит все соглашения в рамках СНГ на двустороннюю основу. Ранее правительство заявляло, что Грузия участвовала в 113 многосторонних договорах. Часть из них она хотела бы сохранить. Консультации по этому поводу прошли в Минске в начале марта.
Заявление парламентария стало ответом на призыв постпреда Грузии в СНГ Зураба Хонелидзе, который считает несвоевременным выход из Содружества. По его словам, в рамках этой организации Тбилиси было бы легче решать многие политические задачи, в том числе касающиеся Абхазии и Южной Осетии. У него оказалась даже своя концепция на этот счет: если, мол, все страны СНГ, кроме России, признают целостность Грузии, то у Москвы появится-де повод отказаться от поддержки государственности двух молодых республик.
Решение руководства Грузии о выходе из СНГ Зураб Хонелидзе считает непродуманным шагом на волне эмоций. О том, что теряет Грузия, Хонелидзе подробно рассказал в интервью «Времени новостей». Как утверждает дипломат, диалог с Россией для Грузии сейчас возможен только в формате СНГ, «ее активность в организациях, где не представлена Россия, не имеет значения». «Если Грузия уйдет из СНГ, это лишь освободит Россию от многих обязательств, взятых ею в рамках многосторонних договоренностей в Содружестве. Получается, что Грузия навредит себе», - подчеркивает уходящий постпред.
Правительство, по словам Хонелидзе, уже прекратило финансировать его миссию, однако он продолжает вести переговоры с представителями России, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана и других стран. Постпред верит в возможность возобновления участия Грузии в СНГ.
О выходе из Содружества разгоряченный войной Михаил Саакашвили объявил на митинге 12 августа 2008 года. До этого грузинские политики года два обсуждали такую возможность, но не решались на такой шаг. Президент призвал и других лидеров стран СНГ последовать его примеру. Однако никто не откликнулся. Почин главы государства поддержал парламент. В Исполком СНГ были отосланы необходимые документы, а 9 октября 2008 года в Бишкеке представители СНГ приняли техническое решение о прекращении членства Грузии. По уставу организации, постановление вступит в силу через год после подачи заявления о выходе. Так что до 19 августа у Грузии еще есть время передумать.
«Это не только возможно, но и было бы прагматичным решением», - прокомментировал GeorgiaTimes идею о возврате Грузии в лоно Содружества заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. «СНГ не имеет политических функций, оно просто помогает странам бывшего Советского Союза совместно пользоваться оставшейся инфраструктурой. Поэтому выход Грузии из этой организации может принести ей гуманитарные и экономические сложности», - считает эксперт. Например, на территории СНГ действовал безвизовый режим, и если в случае с Россией он был прекращен, то в другие страны Содружества грузины ездили без проблем. Сейчас потребуется заключать соглашения с каждым государством в отдельности, отмечает Жарихин. То же самое касается «признания дипломов об образовании, трудового стажа, ширины железнодорожных путей и многого другого».
Однако в Тбилиси трудностей не боятся. Экономист Георгий Хухашвили заявил GeorgiaTimes: «Те дивиденды, которые Грузия имела от участия в СНГ, можно получить и на основе двусторонних договоров». По словам эксперта, наибольшее значение для Грузии имеет российский рынок, но Москва давно закрыла границы для грузинских вин, вод, фруктов и других товаров. Хухашвили отмечает, что вне зависимости от членства Грузии в Содружестве, у России остается немало рычагов влияния на грузинскую экономику, ведь большинство предприятий скуплено российским бизнесом. А Зурабу Хонелидзе эксперт советует не путать личные проблемы трудоустройства с государственными делами. «Что поделаешь, одним безработным станет больше», - иронизирует он.
Что же, официальный представитель Грузии и впрямь озвучил идею возврата в СНГ на собственный страх и риск? Вряд ли. Скорее всего, официальный Тбилиси решил проверить реакцию общественности на такой поворот событий. По мнению руководителя Центра постсоветских исследований МГИМО Артема Мальгина, «участие Грузии в СНГ создавало дополнительный канал для диалога Москвы и Тбилиси, которого так не хватает сейчас, в ситуации разорванных отношений между двумя странами». Российский эксперт в интервью GeorgiaTimes привел в пример конфликтующие Азербайджан и Армению, которым многие вопросы удается решать именно в рамках СНГ. «Решение вернуться в Содружество - разумно с практической точки зрения», - подчеркнул Мальгин. Он отметил, что опосредованно такой шаг может благоприятно сказаться и на экономике Грузии, так как покажет инвесторам, что отношения с Россией нормализуются.
Светлана Болотникова