Мечтать о лучшей доле население сёл и деревень Грузии начало задолго до появления "Грузинской мечты". Мечтали о самом простом: работе, хлебе насущном, занятости для молодёжи. Осуществились ли мечты с приходом новой власти? Об этом мы спросили жителей Казбегского района.
Жители Казбегского района, известного зимним курортом Гудаури, сегодня сталкиваются с большими проблемами. Главную причину они видят в закрытии границ с Россией. Как нам сказали местные жители, именно это привело к тому, что многие в Казбеги остались без средств к существованию. Сегодня самая большая проблема региона - безработица. Здесь сложились такие условия, что местная молодёжь совершенно не знает, что ей делать. Только весной появляется временная работа, на которую слишком много претендентов. Зимой регион существует за счёт курорта Гудаури - одного из лучших в стране. Но, каким бы замечательным он ни был, "дать" работу всем он не может, и большая часть молодежи вынуждена искать заработок в городе или за пределами страны.
"Мой брат Бека уже 10 лет живет в Израиле. За всё это время домой приезжал всего 4 раза, - рассказывает Паата Хартишвили, житель Степанцминды. - Уезжал со слезами на глазах. Ему уже 36 лет. С 26-ти не живет на родине и не может обзавестись семьёй, всё время вынужден работать. Сюда возвращаться не имеет смысла, лишь добавится ещё одна проблема - безработица. Лично меня здесь удерживает только одно - семья, иначе я бы тоже уехал. Но на кого я их оставлю? Перекрытие границы с Россией оказало большое влияние на здешних жителей. Помню, как с самого детства мы всей семьей ездили за покупками в Орджоникидзе (Владикавказ), и отсюда возили туда огурцы и помидоры",- вспоминает Паата.
В Казбеги раньше стояли большие теплицы, где круглый год выращивали огурцы и помидоры. Работали не только местные, но и жители соседних районов Грузии. Приезжали перекупщики из Владикавказа и увозили овощи.
"Закрытие границы вызвало застой в работе теплиц, что напрямую было связано с поднятием тарифов на газ, которым государство снабжало местных жителей бесплатно, ведь это высокогорный район. Одноразовую компенсацию нам выплатили, но как жить в будущем и на что содержать семью, об этом в правительстве не подумали", - добавляет житель района Паата.
Часть земель района распродана, так что, по словам местных жителей, животноводству негде развернуться. Те, у кого есть небольшие пастбища, могут иметь лишь 2-3 скотины - больше это пространство не позволит содержать. Потому, разговаривая с жителями региона, мы не заметили у них большого интереса к сельскохозяйственным проектам нового правительства.
"После выборов здесь ничего не изменилось. Также остаемся безработными. Пусть откроют нам границу, тогда скажем, что правительство о нас действительно заботится. Наш депутат из "Грузинской мечты" несколько раз приезжал к нам и встречался с населением. Но если не будет реальных шагов, не появятся рабочие места, то смысла в этих встречах нет. Выход мы видим в восстановлении теплиц и открытии границы", - уверены жители Казбеги.
"Всё время мечтаем о том, что будет хорошо, но, похоже, на одной только мечте долго не протянешь, - поделилась с нами госпожа Нанули Хартишвили, мать Пааты. - В таком же положении большая часть местного населения деревень Казбегского района. Тому, кто работает в Степанцминде, повезло, а кому не очень повезло, тот долгие зимние вечера проводит в компании с напитком "жипитаури", - добавляет госпожа Нанули.
В Казбеги функционируют несколько небольших гостиниц. Как отметила в беседе с нами хозяйка одной из гостиниц Мая Колотаури, постояльцев много почти круглый год. "В основном у нас гости из Европы. Наши гости очень любят ходить пешком. Приезжают отовсюду полюбоваться видом снежных вершин. Наши гостиницы больше заполнены летом, так как для пеших туристов зимой дорога почти закрыта. Новое правительство обещает, что и здесь проведут лыжную трассу, подобную той, что в Гудаури. Если это произойдет, гостиница будет работать с полной отдачей как зимой, так и летом", - говорит она.
Казбеги имеет все шансы превратиться в настоящий курортный уголок. Богатое культурное наследие, красивейшие памятники, прекрасные песни, страстные танцы и богатая кухня создают для этого все предпосылки. На каждом шагу можно увидеть вывеску "казбегские хинкали" с особенным вкусом.
Но культурная жизнь Казбеги, похоже, в полном упадке. Уникальный музей, где хранились старейшие экспонаты, почти разрушен. В таком же положении и библиотека района. Почти все книги пострадали от сырости из-за неправильных условий хранения: не проводится элементарной конденсации комнат. Новые книги не поступают сюда уже много лет.
"Интересно, сколько времени понадобится новому правительству для возрождения Казбеги?" - вопрошают местные жители. И вопрос этот зависает в воздухе.
Нато Велиа