Это заявление сделал лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания. «Вопрос о кандидатах в президенты будет поднят после того, как в Грузии будут назначены свободные выборы», - цитирует ИА Trend его высказывание в беседе с журналистами.
При этом Аласания отметил, что «все основные оппозиционные силы согласны с тем, что должна произойти конституционная и мирная смена власти». Правда, не знают - как это осуществить. Сам Аласания - не исключение. Пока ответом на отвергнутый властью ультиматум стало лишь объявление плебисцита. В интервью тбилисской газете «Ахали Таоба» («Новое поколение») он сказал: «В ближайшее время мы побываем в разных регионах Грузии и представим населению план проведения этого плебисцита... Мы также вместе с экспертами начали работу над стратегией развития Грузии - над вопросами экономики, внутренней и внешней политики, для создания этой стратегии нужно время». Какое именно - не уточнил. Вопрос: готова ли более радикальная часть оппозиционных сил предоставить это время?
Напомним также, что лидеры «Новых правых» и республиканцев, которые входят в «Альянс за Грузию», уже в день рождения объединения, 25 февраля, представили Аласанию как своего кандидата на пост президента. Однако, не совсем понятно - почему сам кандидат, на которого делают ставку многие оппозиционеры, по прошествии месяца сообщил, что можно повременить с выдвижением кандидатов на президентский пост.
Кстати, несколько политических партий Грузии также назвали своих кандидатов в президенты. Например, лейбористы представили своего лидера Шалву Нателашвили. О президентских амбициях заявляла и лидер партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. Никто из заявленных кандидатов в президенты не отказывался от своих планов. Хотя за выборы надо еще побороться. Кроме того, часть оппозиции поддерживает идею парламентского правления.
При этом в кулуарах власти поговаривают о неких тайных переговорах Аласании с Саакашвили. Мол, бывшие соратники ведут переговоры о том, чтобы «спустить ситуацию на тормозах» и ограничиться проведением не президентских, а парламентских выборов. Лидеры республиканцев и «Новых правых», правда, уже опровергли эти слухи. Но, как говорится, политика - искусство возможного. Так что о дальнейших маневрах власти и оппозиции можно только гадать.
Между тем, любопытно мнение экс-президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Недавно он опроверг толки о том, что координирует действия грузинской оппозиции. «Я политик-пенсионер, не вмешиваюсь в политическую жизнь страны, не встречаюсь ни с властями, ни с оппозиционерами», - сказал Шеварднадзе.
Однако ничто не мешает ему комментировать происходящее. Так, Шеварднадзе умерил ожидания сторонников Нино Анзоровны, заявив, что у нее особых шансов победить нет. По его мнению, карьера Бурджанадзе завершилась крахом и она должна была уйти из политики еще в 2007 году, когда разогнали митинг оппозиции и когда в ее приемной несколько депутатов объявили голодовку.
Шеварнадзе не разделяет также надежд, которые возлагают на Ираклия Аласания. Последний, по мнению бывшего президента, слишком молод для президентства. «Глава государства должен быть не моложе 60 и не старше 70 лет», цитирует бывшего президента Day.az, - а Аласанию «можно назначить на должность премьера».
При этом Шеварднадзе заявил, что у него есть на примете два потенциальных кандидата на пост президента, но не назвал их имен.
Вполне возможно, что вся интрига политического будущего Грузии еще впереди, за место у штурвала еще предстоит борьба, а главные игроки пока находятся в тени. Кто знает - быть может, не следует отмахиваться от мнения «седого лиса»?
Ирина Пташковская