Не одно десятилетие грузинский кинематограф был явлением абсолютно уникальным, и поэтому завоевывал все больше зрителей по всему миру. Но после распада Советского Союза кинематограф Грузии столкнулся со многими проблемами, в первую очередь - финансовыми. Более того, была потеряна и раздроблена аудитория. Пришла в негодность вся прокатная система страны, инфраструктура. Сейчас в Грузии функционируют шесть или семь кинотеатров, а раньше их было около 250. По каким законам живет и развивается нынешний кинематограф? Что влияет на этот вид искусства? Что может спасти и усилить новое грузинское кино?
Легендарная киностудия "Грузия-фильм" пришла в упадок и существует чисто номинально. По мнению режиссера Резо Чхеидзе, именно фактическое закрытие студии стало настоящим испытанием для грузинского кинематографа. "Только враги грузинской культуры могли это совершить. "Грузия-фильм" просто уничтожен. А ведь это был целый город, в котором были трудоустроены около 2500 человек. Там создавались художественные фильмы, работали студии документальных и мультипликационных фильмов и секция дубляжа", - рассказал GeorgiaTimes Резо Чхеидзе.
Также он подчеркнул, что при киностудии "Грузия-фильм" был создан театр Туманишвили, известный по всему миру. "В нем играли актеры, временно не занятые на съемках фильмов. Получалось, что актер всегда был при деле: или в кино, или в театре. Так сохранялись молодость и мастерство", - отметил Чхеидзе.
Читайте также: Резо Чхеидзе не предаст "Отца солдата"
В советское время на киностудии "Грузия-фильм" ежегодно выпускались примерно 30 фильмов. Все они субсидировались за счет государства. Сейчас ситуация изменилась. Национальный киноцентр Грузии, начавший функционировать в апреле 2001 года, взял на себя функцию координации госфинансирования для развития грузинского кино. Однако проблема, по словам Резо Чхеидзе, в том, что финансирования все равно недостаточно, картин производится намного меньше. "Национальный киноцентр Грузии обеспечивает молодых режиссеров финансированием только примерно на 15 процентов, остальное они должны искать сами, находить спонсоров", - подчеркнул Чхеидзе.
По мнению журналиста, автора документальных фильмов "Неизвестный Кавказ", выходивших на "Регион-ТВ" и позже на телеканале ПИК, Зураба Двали, кризис кинематографа связан не только с дефицитом денег, но и с дефицитом идей. "После 90-х годов, к сожалению, назвать какую-либо хорошую картину очень сложно. То, что снимается сейчас, это не те шедевры, которыми может похвастаться наша страна. Грузия выпускала в 60-70-е, даже в 20-е годы XX века всемирно известные кинокартины таких авторов, как Михаил Калатозишвили, Васико Долидзе, Николоз Шенгелая - их фильмы стали классикой. А в последние годы снимаются достаточно средненькие фильмы, и выносить их на международный уровень несколько смешно", - заявил Зураб Двали.
В отличие от художественного, документальное кино в Грузии не остановилось и активно развивается. Часть его ушла на телевидение. Сейчас фактически все ведущие телеканалы Грузии имеют возможность снимать документальные фильмы.
Автор серии документальных картин Зураб Двали отмечает, что документальные фильмы имеют своего постоянного зрителя, мыслящего, понимающего, интересующегося. "Качество документальных фильмов в Грузии резко выросло. Если раньше не обращали большого внимания на визуальную сторону фильма (акценты делались на текст, на содержательность), то сейчас, в 21 веке, стандартные требования к документальному кино стали намного выше. Есть уровень "Discovery", "National Geographic", "Travel". И сегодня у грузинских кинодокументалистов есть возможность иметь хорошую технику, поэтому они уделяют внимание и визуальной стороне, делая съемки, кадры, которые соответствуют мировым стандартам, что, конечно, радует. При этом наше направление - сохранение национальной киношколы, кинотрадиций, авторского, интеллектуального кино. Если мы хотим кого-то удивить, мы должны идти по этому пути".
С этим мнением согласна кинокритик, искусствовед Тео Хатиашвили, отмечающая, что документальное кино более мобильное, оперативное и острее реагирует на реальность. Она назвала несколько фильмов, заслуживающих внимания: "Бахмаро" Саломе Джаши, "Учитель английского" Нино Орджоникидзе, "Черный, не белый" Миндии Эсадзе, а также фильм молодого грузинского режиссера Наны Эквтимишвили "Длинные, светлые дни", который был хорошо принят на Берлинале в этом году.
То, что в Грузии существует рынок мейнстримовских фильмов, большинство из которых - комедии, Тео Хатиашвили считает показателем кризиса не только в кино, но и в грузинской культуре в целом. "Я не понимаю, почему в нашей стране понятие "коммерческий фильм" означает, что он низкокачественный. Если посмотреть на мировой кинематограф, там много коммерческих фильмов, однако они высокого качества. Но не все можно оправдать недостатком финансов. Есть множество примеров, когда карьера знаменитого режиссера начиналась с фильмов с маленьким бюджетом. То же независимое американское кино делалось на минимальные затраты. Тут главное, насколько ты творческий человек и можешь выбрать ту форму, через которую передашь свою мысль зрителю, не потратив при этом много денег. И именно в этом у нас очень сильный дефицит в Грузии", - считает Хатиашвили.
Но, несмотря на тяжелую ситуацию в грузинском кинематографе, кинокритик говорит, что в последние два года заметны изменения в лучшую сторону. По мнению Хатиашвили, художественный фильм режиссера Русудан Чкония "Улыбнитесь" является лучшим за последние десять лет.
"В фильме показан многогранный спектр проблем в Грузии и в целом мире. Он очень интересно собран в кинематографическом смысле слова. Из тех молодых режиссеров, кто живет за границей, я считаю хорошими Дито Цинцадзе, вписавшегося в европейскую сферу, адаптировавшегося там и находящегося в постоянном рабочем процессе. Также очень интересный режиссер Гела Баблуани, но, к сожалению, после его знаменитого фильма "13" он ничего заметного пока не выпустил", - рассказала Хатиашвили.
Затрагивая проблему недостаточного финансирования, кинокритик отметила, что во всех больших городах Грузии должен быть хотя бы один муниципальный кинотеатр. "В развитых странах нет муниципальных кинотеатров, это все бизнес. Но в нашем случае без государственной дотации и опеки ничего не получится. Поэтому от государства требуется такой вот благотворительный жест", - считает Хатиашвили.
Все чаще обсуждается идея возрождения киностудии "Грузия-фильм", которая, вместе с ее производством и техникой, должна оставаться в ведении государства. Ожидается большая реорганизация, уже сейчас акции принадлежат государству. Со стороны кинематографистов идет большая работа над тем, чтобы "Грузия-фильм" стала государственным учреждением. Но на восстановление ее работы потребуется время.
По мнению режиссера Резо Чхеидзе, в Грузии, наравне с плеядой всем известных мастеров кинематографа, таких как братья Шенгелая, Нана Мчедлишвили, Гига Лорткипанидзе, Гугули Мгеладзе, Лана Гогоберидзе и других, появилось поколение молодых и талантливых режиссеров, способных возродить грузинское кино. "Если не завтра, то послезавтра рассеется облако и появится солнце. Весна настанет для грузинского кинематографа", - заключил Резо Чхеидзе.
Элене Герлиани