На прошлой неделе столицу России посетил Патриарх Грузии Илия II. Несмотря на подчеркнуто миротворческий тон визита, скандал все-таки случился. Примиренческая риторика Русской и Грузинской Церквей вызвала вал критики в Абхазии и Южной Осетии.
"С Божьей помощью, мой визит был успешным, и, думаю, что это был исторический визит, за которым последуют хорошие результаты", - заявил грузинский Патриарх. У него есть основания для оптимизма. Он встретился с президентом РФ Владимиром Путиным и передал ему письмо от премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили. Был награжден премией международного общественного Фонда единства православных народов. Но главное - он достиг неплохого уровня поддержки со стороны Русской Православной Церкви по абхазскому и осетинскому вопросу. "Его Святейшество Патриарх Кирилл делает все, что в его силах, чтобы мы восстановили наше единство, единство Грузии", - заявил Илия II на встрече в Москве с грузинской диаспорой. И действительно, в этот раз Католикоса приняли в Москве исключительно тепло. Понятно, что начало потеплению отношений между Россией и Грузией уже положено, а визит Илии в Москву стал первым хорошо зримым результатом этого процесса.
Однако скандал все-таки произошел. Только не в Москве и не в Тбилиси, где, кстати говоря, далеко не все с благоговейным трепетом встречают российскую политику новых властей. Произошел он в Сухуме и Цхинвале, столицах Абхазии и Южной Осетии, где, по очевидным причинам, без радости встречают эту российско-грузинскую оттепель.
Признание Россией независимости новых государств мало что изменило в политике РПЦ по отношению к республикам. Но надо сказать, что эта политика изначально, со времен окончания войн первой половины 90-х, была довольно мягкой. В абхазском случае имелись плотные контакты между местным духовенством и Москвой. Во время служб в храмах поминаются имена русских патриархов. В Грузии, разумеется, были против такой политики РПЦ. Все, кроме, как бы это ни было странно на первый взгляд, самой Грузинской Православной Церкви. Иерархи ГПЦ предпочитали эту тему не обсуждать. Но "за кадром" говорили, что принимают как данность необходимость окормления православной паствы в Абхазии и Южной Осетии русскими священнослужителями. В Грузии подозревали, что Русская Церковь проводит экспансию в Абхазии, рассчитывая со временем "освоить" это пространство. Однако на деле, и задолго до последнего визита Патриарха Илии в Москву, между двумя Церквями сохранялись союзнические отношения. А в Абхазии РПЦ выступала скорее как охранитель интересов ГПЦ в надежде на "иные времена".
Пока иерархи Русской Церкви были сдержаны в своей грузинской риторике, на местах была возможность проводить гибкую политику - "и вашим, и нашим". Но по итогам последнего визита Илии II, скорее всего, очень многое изменится. Ясная и однозначная поддержка, которую получил грузинский Патриарх в Москве, открывает все карты в этой игре. А значит, априори ослабляет позиции Русской Церкви в Абхазии и Южной Осетии. А это будет иметь последствия. В Абхазии уже не первый год происходит противостояние не столько в православном мире, сколько между "старыми" и "новыми" иерархами пока не состоявшейся формально Абхазской Церкви. "Старые" священнослужители, объединенные под руководством исполняющего обязанности главы Церкви иерея Виссариона, выступают как проводники интересов Русской Церкви в стране. Так было и раньше, и ничего плохого в этом не было. Но теперь, когда союз Русской и Грузинской Церквей обозначен столь явно, нет сомнений и в том, что сама Русская Церковь проводит в Абхазии интересы ГПЦ. А это несомненный удар по позициям "старых" священнослужителей, их легитимности. Теперь, чем больше иерей Виссарион будет настаивать на своей версии соблюдения канонов Церкви, тем явственнее для окружающих за этими сентенциями будет проступать лик Илии II.
Кстати говоря, в эти дни Виссарион находится в Москве, где, по слухам, должна была состояться его встреча с патриархом Грузии. Дело в том, что иерей является клириком Грузинской Церкви, и, несмотря на его "сепаратистское" поведение, не был запрещен в служении. Почему, абсолютно ясно - чтобы паства не осталась без окормления. В интервью "Большому Кавказу" иерей Виссарион заявил, что не встречался с Илией II, а также сказал, что между ними нет никаких контактов. Комментировать саму ситуацию исполняющий обязанности главы Абхазской Церкви отказался.
Абхазский церковный вопрос крайне запутан. Но обозначившийся теперь союз двух Церквей проясняет и некоторые детали по этому поводу. "Промосковской" линии в Абхазской Церкви противостоит Священная Митрополия, обосновавшаяся в Новом Афоне. Этот проект, если можно выражаться такой терминологией, более соответствует духу эпохи формирования аутентичной социо-культурной реальности, которую ныне переживает Абхазия. И, конечно, в основе этой деятельности - восстановление некогда утерянной автокефалии Абхазской Церкви. Пока кажется, что достичь этого результата невозможно, однако самое главное, чего удалось добиться Митрополии - это значительной общественной поддержки. Что, в общем, очевидно в стране, которая только становится страной. Сама Митрополия возникла сравнительно недавно, но конфликту старого и молодого поколений абхазских церковных иерархов еще через два года будет десять лет. И в этом конфликте РПЦ всегда была на стороне "стариков". Теперь совершенно ясно, почему: "сепаратистские" устремления молодых священников - это самый худший для Грузинской Церкви вариант развития событий в Абхазии.
Сегодня возникает интересная ситуация. В условиях, когда официальная Россия определилась со своим отношением к Абхазии и Южной Осетии, признав их независимыми государствами еще в 2008 году, Русская Церковь усиливает противоположное движение. Все эти тенденции были налицо и раньше. Но последний визит Патриарха Илии II в этом смысле положителен: теперь игра будет идти в открытую.
Антон Кривенюк