Слово «война» вновь повисло над Грузией и Южной Осетии. О ней опять заговорили в Тбилиси и Цхинвале. Правда, если президент Южной Осетии Эдуарда Кокойты вновь обвинил Грузию в подготовке очередных провокаций, то его грузинский коллега Михаил Саакашвили практически отрекся от своих предыдущих заявлений и пообещал, что новых военных действий не будет.
В регионе и до августовских событий, и после них, мягко говоря, неспокойно. На границе периодически стреляют, стороны обвиняют друг друга в провокациях, международные наблюдатели тщетно ищут правых и виноватых. Посему периодически слухи о войне вновь и вновь будоражат людей по обе стороны границы.
Так, на днях на расширенном заседании совета всеосетинского общественного движения «Стыр Ныхас» президент Южной Осетии сообщил, что Грузия готовит очередные провокации, передает «Интерфакс». Кокойты привел такие аргументы: «Недавно США подписали с Грузией хартию о стратегическом партнерстве, в ближайшее время вместе с НАТО будут проводиться широкомасштабные учения. Вооружение Грузии восполняется, грузинскую армию усиливают средствами ПВО». Правда, хартию подписали еще в январе, и о натовских учениях в Грузии тоже было давно известно.
В один день с выступлением президента Южной Осетии прозвучало и заявление президента Грузии. На сей раз, как передает «Росбалт», он заявил: «Мы исключаем новую военную авантюру со стороны России». Правда, по традиции добавил: «Но мы должны быть осторожны". А ведь правительство Грузии стращало своих сограждан новой войной и «агрессией» со стороны России все полгода после трагического августа.
Так на февральских мероприятиях по случаю «советизации» Грузии Михаил Николаевич вещал: «После первой аннексии Грузии Россией прошел век, но мы вновь стоим перед угрозой оккупации». Парламентское большинство по традиции бурно поддержало позицию главы «Единого национального движения». Руководитель временной комиссии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия сказал ИА GHN следующее: «Если в августе действия России были обусловлены ценами на нефть и газ, то есть экономическим подъемом, то сейчас, в условиях кризиса, она попытается перенести внимание на Грузию или Украину. Главное, что у России есть реальный шанс для этого». Коллеги словно стремились перещеголять друг друга по прогнозам о грядущей войне.
Однако непредсказуемый Михаил Николаевич, как всегда единолично, решил изменить позицию партии по данному вопросу. Так что «националам» пришлось спешно перестраиваться. С чего такая непривычная для партии власти постановка вопроса? Причин несколько. Одна из них - стремление Саакашвили доказать соотечественникам, что он прозорливей и рациональней критикующей его оппозиции.
Грузинская оппозиция из военной антироссийской истерии сделала свои выводы. Так, лидер консерваторов Каха Кукава провел даже специальную пресс-конференцию, на которой заявил: «Разговорами об ожидаемых опасностях со стороны России власти Грузии пытаются задушить в обществе оппозиционный настрой. Этот метод для властей - один из излюбленных. Несколько раз, когда начинались акции протеста, они вели разговоры об угрозах со стороны России». Боле того, оппозиция сама начала искать пути для налаживания отношений с Москвой.
Так что Михаил Николаевич, как опытный игрок на политической арене, опять сделал «ход лошадью» - не будет, мол, войны. К тому же Михаил Николаевич в целях упрочения своей власти уже неоднократно прибегал к антироссийской риторике, которая практически исчерпала свой ресурс. В условиях же кризиса, от любых заявлений об угрозе агрессии можно ожидать обратного эффекта.
Грузинские бизнесмены, например, убеждены, что созданию привлекательной инвестиционной среды больше всего мешает военная риторика властей. Как заявил в разговоре с радио «Коммерсант» учредитель строительной компании «Арси» Ираклий Ростомашвили, даже думать нельзя о привлечении инвестиций в страну, где постоянно идет война и распространяется информация об опасности противостояния. «Может ли нормальный человек вложить деньги в Пакистан?»- задается он вопросом и призывает политиков воздержаться от воинственных заявлений, вселить людям надежду в завтрашний день. Ему вторит президент компании «Казбеги» (пиво, фруктовые напитки) Гоги Топадзе: «Ожидание войны разрушительно для бизнеса».
Так что лидерам, делающим ставку на конфронтацию, придется менять курс и риторику, хотя бы для того, чтобы в условиях кризиса был шанс выжить.
Ирина Пташковская