Перед Рачей, горной областью Грузии, стоит множество проблем. Это и массовая безработица, и постоянная утечка молодой части населения, которая не желает оставаться в необустроенном регионе. Количество запущенных домов в этой части Грузии неприятно поражает. При этом с природной красотой Рачи, пожалуй, не сравниться ни один регион Грузии. От буйства красок, особенно в осенний период, захватывает дыхание. И вдруг оказывается, что вся эта красота небезопасна. Она отравлена мышьяком. На сегодняшний день это самая серьёзная проблема, которая стоит перед Рачей.
В деревне Урави, расположенной в регионе Рача, находится заброшенный завод по добыче мышьяка. Несмотря на то что такие предприятия - далеко не самые опасные и уступают по степени отравления окружающей среды предприятиям цветной металлургии, некоторая угроза всё-таки существует. Но на всей близлежащей территории мы не нашли ни одного знака, предупреждающего об опасности. Более того - ни сам завод, ни места захоронения мышьяка не отгорожены специальным забором.
Соответственно, даже дети могут абсолютно беспрепятственно проникнуть на территорию заброшенного предприятия. А население даже не проинформировано об опасности, которая им угрожает. И местные жители частенько собирают на этой территории железо и кирпичи, которые можно найти среди обломков старого завода.
"Этот завод не работает уже 21 год, - рассказал нам житель Урави Темур Чаладзе. - Мои дети часть ходят туда поиграть. Сами знаете, дети любят такие заброшенные места. Всегда их предупреждаю, чтобы были осторожными, ничего не подбирали там. На этой территории растёт ежевика. Кустов ягод очень много. Вот дети и ходят туда есть ежевику. Детей мы предупреждаем, чтобы не ели её, но разве можно быть уверенным, что ребёнок случайно не съест? Кстати, скот, который пасется там, мы теряем довольно часто. В год несколько таких случаев смерти скота фиксируем".
Читайте по теме: Рача на пороге экологической катастрофы
Телекомпания ВВС посвятила тяжёлому экологическому состоянию Рачи документальный фильм под названием "Грузия живёт вместе с советским токсичным наследством". Фильм рассказывает об история именно этой деревни - Урави, где в советское время находились мышьячная шахта и предприятие союзного значения по переработке токсичных веществ. После развала Советского Союза предприятие прекратило работу, инфраструктура рухнула, а мышьяк так и остался в здешней земле и воде.
В ущелье реки Лухуни, рядом с которой располагался завод, помимо Урави, расположены еще два села - Лихети и Абари. Кроме ухудшения здоровья, жители этих сел фиксируют и климатические изменения.
"Старое захоронение мышьяка в центре деревни оставлено без присмотра. Остатки мышьяка, попавшие в землю и воду, уже "убили" реку Лухуни, протекающую в этих трёх деревнях. В Лухуни перевелась рыба", - рассказывает Циала Калмахелидзе, жительница Абари.
Девять лет тому назад, согласно исследованиям, проведённым государственным медицинским институтом, в крови жителей деревни был обнаружен мышьяк. Отравление им вызывало сердечные и опухолевые заболевания.
"Больше половины наших односельчан старше 45 лет умерло именно от опухолевых заболеваний, - поведал нам Роланд Чаладзе, житель Урави. - В прошлом году в возрасте 43 лет ушла из жизни моя супруга, а в возрасте 62 лет - мама, тоже в прошлом году. И таких семей здесь множество".
Читайте по теме: Казрети - город, которого нет?
Исследования показали, что в крови у жителей села Урави уровень мышьяка в 20-30 раз превышает допустимую норму. "Хочу сказать, что похожая статистика ничем не отличается от статистики в других деревнях. Конечно, я не стану утверждать, что мышьяк в таких дозах полезен, но главный фактор всё-таки психологический. И смерти происходят в основном из-за мнительности, из-за психологического воздействия, поскольку знаешь, что где-то поблизости есть отравляющее вещество - мышьяк", - заявляет министр защиты природы Гога Хачидзе.
В этом случае мы имеем дело или с некомпетентностью чиновника, или же просто с человеческой бессердечностью. Соответственно, нет угрозы - и меры не предпринимаются. Исходя из того, как объясняет ситуацию министр, проблема только в психологическом состоянии жителей. Что же теперь, нанимать всем психотерапевтов?
Реальное положение в регионе еще более возмутительное. Исследования, проведённые по инициативе неправительственной организации "Карибче" в 2010-2011 годах, показали, что в крови и моче детей, живущих в деревне Урави, наблюдается высокое содержание мышьяка. В крови ядовитого вещества было на 10 единиц больше, а в моче - на 13 единиц больше, чем в показателях анализов детей, живущих всего в 15 километрах отсюда, в городе Амбролаури.
"В анализах детей, живущих в трёх соседских деревнях ущелья реки Лухуни, обнаружены тревожные изменения, что вызвано остатками мышьяка, попавшего в реку, - говорит доктор Роза Маисурадзе. - Установлено также, что эти малыши часто страдают от респираторных инфекционных заболеваний".
"Мы несколько раз обращались к представителям местного и центрального правительства с просьбой оказать помощь хотя бы в ограждении заводской территории от детей и домашнего скота, но нашу просьбу пропустили мимо ушей", - сетует Бугути Метревели, житель села Лихети.
Остатки мышьяка представляют серьёзную угрозу и для культурных памятников. По мнению учёных, разрушение резных украшений собора Никорцминда, архитектурного памятника всемирного значения, вызвано кислотными дождями, источником которых является мышьячный завод, находящийся в Урави.
Нато Велиа