Черноморский регион в ближайшие годы может стать новым, вторым по значению в мире очагом экономического развития после Восточной Азии. Он практически идеально расположен с точки зрения международной логистики. Однако для того, чтобы это произошло, необходимо наладить автомобильное и железнодорожное сообщение между странами региона, в том числе между Грузией и Россией. Возможно ли это с учетом политических претензий стран друг к другу?
Черное море, находящееся глубоко в евразийском континенте, дает возможность без проблем осуществлять крупнотоннажные морские перевозки между портами окружающих его стран и портами в других частях света. По своим размерам Черное море очень небольшое. Обогнуть его по железным и автомобильным дорогам (если таковые будут полноценно функционировать) не составляет большого труда. Экономическая активность во всех причерноморских государствах постепенно смещается ближе к этому морю, начиная с развития района Сочи и заканчивая переносом парламентской столицы Грузии в Кутаиси, а также проектом грузинского города-порта Лазика.
Для успешного развития Черноморского региона с точки зрения его интеграции в мировую экономику необходимы две составляющие: это полноценная транспортная инфраструктура (автомобильная и железная дорога) и глубоководные морские торговые порты. Парадокс, но в черноморском регионе существуют проблемы и с первым, и со вторым. Из-за новых границ уже существующие автомобильные и железнодорожные магистрали частично были перекрыты таможенными барьерами, а кое-где на Кавказе - и линиями вооруженного противостояния.
Но в начале 2012 года Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Международный союз автомобильного транспорта и Черноморский банк торговли и развития одобрили проект Черноморского автодорожного кольца (ЧАК). Через год или два эту магистраль уже начнут строить. Дорога пройдет сквозь страны-участницы ОЧЭС, примыкающие или находящиеся в непосредственной близости к Черному морю (Украина, Россия, Грузия, Турция, Болгария, Румыния, Молдова), с ответвлениями к другим странам ОЧЭС, выхода к Черному морю не имеющим (это Греция, Албания, Сербия, Армения и Азербайджан). ЧАК позволит минимум наполовину снизить транспортные расходы по грузовым перевозкам. Параллельно автомагистрали будет развиваться железнодорожное сообщение вокруг Черного моря, в рамках которого открытие железной дороги через Абхазию практически неизбежно.
Политика и геополитика в Черноморском регионе постепенно начинает "подстраиваться" под инвестиционные проекты. Так, генеральный секретарь ОЧЭС Леонидас Хризантопулос отметил, что в рамках организации завершены переговоры по поводу контейнерных грузоперевозок между ранее непримиримыми Арменией и Турцией. Армянским контейнерам будет позволено проезжать по территории Турции.
До недавнего времени многим казалось невозможным соединение России и Грузии современной автомагистралью, да еще и проходящей через Абхазию. Но вначале между РФ и Грузией были согласованы спорные моменты по вопросу о вступлении России в ВТО, когда был красиво разрешен политический конфликт между обеими странами. Спорные территории (Абхазия и Южная Осетия) были названы "коридорами", с обозначением "пунктов входа и выхода из коридора". Такое решение показательно - там, где есть бизнес-интересы, политические препоны очень легко обходятся или просто игнорируются.
В принципе, Грузия и Россия уже проходили практику, когда можно легко закрыть глаза на политические конфликты, реализуя экономические интересы. Например, несмотря на формально замороженный конфликт, через Южную Осетию в конце 90-х годов шел полулегальный и нелегальный экспорт спирта в РФ. Одно время чуть ли не в каждой четвертой бутылке водки на российском рынке (мягко говоря, не лучшего качества) был спирт, завезенный в страну через Грузию и Южную Осетию. Пропуская спиртовозы, все почему-то забывали о кровных обидах. Так что если конфликтующие стороны смогли найти общий язык по вопросам не совсем легального бизнеса, то они тем более надут его тогда, когда речь идет о проектах, сулящих вполне легальные дивиденды.
В Грузии к власти пришло новое правительство Бидзины Иванишвили. Оно уже выступило с инициативой о возобновлении сквозного железнодорожного и автомобильного сообщения между РФ и Грузией по черноморскому побережью через Абхазию. Учитывая, что в преддверии сочинской Олимпиады-2014 в таком движении заинтересована Россия, скорее всего, согласование политических формальностей займет немного времени.
Относительно портов: кроме нефтяного терминала в Новороссийске, где глубина доходит до 24 метров, причалов для перевалки грузов с глубиной более чем 21 метр на Черном море практически нет. Даже причалов с глубинами 19-20 метров в регионе не более четырех, из них три в Констанце и один в Турции. Между тем современные морские перевозки и логистика имеют повышенный спрос на глубоководные порты, куда могут заходить крупнотоннажные суда. В связи с эти проект строительства грузового порта на пробежке Грузии (будь то Лазика или углубление существующих зон) остается актуальным, тем более что грузопоток через него, благодаря будущим круговым авто- и железным дорогам, можно будет направить в Россию и другие страны региона.
Владимир Цхведиани