В конце минувшей недели прошла «репетиция» весенних акций протеста. Около трехсот участников оппозиционного движения «7 ноября» отправились к много чего повидавшему зданию грузинского парламента с требованием отставки министра внутренних дел Вано Мерабишвили. По их мнению, Мерабишвили покрывает полицейских, замешанных в убийствах.
Движения «7 ноября» - молодое, было создано 27 октября прошлого года. Его презентация состоялась на площади Рике в Тбилиси, где 7 ноября 2007 года была устроена расправа над мирными демонстрантами. В движение, названное в память этого печального события, вошли представители неправительственных организаций, студенты, а также члены молодежных организаций ряда оппозиционных партий.
Как заявил РИА Новости организатор акции Дачи Цагурия, одно из требований - наказание виновных в убийстве бывшего военного, участника боевых действий в Цхинвальском регионе в августе 2008 года Роина Шавадзе. «Сержант министерства обороны Роин Шавадзе был убит в Батуми. Он участвовал в боевых действиях и не скрывал, что грузинское государство использовало своих военных в качестве пушечного мяса», - пояснил Цагурия.
Полиция разогнала участников акции. В пресс-службе МВД объяснили, что действия стражей порядка вполне обоснованны, поскольку у митингующих не было разрешения мэрии на проведение акции, как того требует закон.
Однако, уже через несколько часов после разгона митинга движения «7 ноября» обвинения в адрес главы МВД прозвучали вновь. Лидер партии «Движение за справедливую Грузию» и экс-премьер Зураб Ногаидели заявил, что арабская компания «Rakeen Georgia», которая на этой неделе купила контрольный пакет акций телеканала «Имеди», поставляла вооружения в Грузию. А за компанией стоит ни кто иной, как Вано Мерабишвили. «В свое время Потийский порт власти Грузии продали именно компании «Rakeen Georgia». Эта компания участвовала и в импорте оружия в страну, для чего власти выделили 2 миллиарда долларов. Однако августовские события ясно показали, что это оружие куда-то исчезло. Сейчас к этому прибавилась и «Телеимеди», чтобы ее лучше контролировать. Знаю точно, что Саакашвили и Мерабишвили являются партнерами компании», - приводит слова Ногаидели сайт «Бизнес-Грузия».
Вместе с тем, по заявлению экс-премьера, его политическое движение не имеет претензий к «Rakeen Georgia». После смены режима Саакашвили у нее будет возможность осуществлять инвестиции в Грузии. Однако Ногаидели выдвигает два требования - опубликовать список партнеров и оформленные в связи с закупкой вооружений контракты.
Недавно Зураб Ногаидели обвинил главу МВД и в другой афере, связанной с коммерческим «Народным банком». Оппозиция также утверждает, что у руководителя силового ведомства осели в кармане и средства, выделенные спонсорами на строительство домов для беженцев.
Богатый на события и конфликты военный 2008 год завершился для Грузии выступлением правозащитника Созара Субари. Он обвинил Вано Мерабишвили в тайном заговоре против своего народа: «Глава МВД распорядился бить демонстрантов в основном по почкам и в живот, в крайнем случае - в лицо. При этом говорил о том, что ни один участник акции не должен остаться непобитым, чтобы в будущем не повадно было».
Мерабишвили, как полагают эксперты, может стать той самой фигурой, которую власть выдвинет в качестве претендента на президентское кресло от правящей команды. Если бывшие соратники Саакашвили дружно перешли в оппозицию, то Мерабшивили составит им достаточно серьезную конкуренцию. По сути дела Вано Мерабишвили сейчас стал одним из тех деятелей режима, на кого оппозиция обрушивается с не меньшей критикой, чем на самого Саакашвили.
Главному полицейскому Грузии не раз удавалось выходить сухим из воды. Его обвиняли в сокрытии обстоятельств гибели премьер-министра Грузии Зураба Жвания, в причастности к убийству сотрудника «Объединенного грузинского банка» Сандро Гвиргвлиани и других преступлениях. Однако, оппозиции так и не удалось привлечь его к ответственности. Сейчас Мерабшивили должен стать главным ответчиком в деле о разгоне мирной манифестации 7 ноября 2007 года. Но расследование в лучшем случае начнется весной, а к тому времени всем в Грузии может быть не до разбирательств прошлых лет. Грядут новые события.
Ирина Пташковская