В ладу с собой

Обстрел Акчакале: сирийская случайность или турецкая провокация?

В Совете Безопасности ООН обсуждается проект резолюции по обстрелу Акчакале - небольшого города на юго - востоке Турции. В среду на этот город упало два снаряда, в результате чего были человеческие жертвы среди мирного населения. Турция ожидает, что Совбез ООН даст НАТО «добро» на вторжение в Сирию, и именно в этом районе. Натовское вторжение позволит Эрдогану нанести удары по нескольким целям. Главные из них - курды.. и турецкая военная элита.

Акчакале - небольшой город в юго - восточной турецкой провинции Шанлыурфа. 3 октября сюда упало два минометных снаряда. Первый , попавший в окрестные сады, разорвался примерно в 15:30 по местному времени. Второй - в 16: 25, на одной из оживленных улиц Акчакале. Разрывы снарядов унесли жизнь пяти человек, среди которых - двое турецких офицеров. Кроме человеческих жертв, взрывы спровоцировали панику среди местного населения: после разрыва второго снаряда толпа местных жителей двинулась на здание префектуры. Полиция применила против толпы слезоточивый газ и водометы.

Оппозиционная Народно -революционная партия назвала инцидент провокацией, и призвала власти трезво оценить ситуацию. В руководстве правящей партии AKP от недолгих дискуссий решили сразу перейти к действиям. Власти Турции обвинили в инциденте Сирию. В турецком МИДе в среду прошло экстренное совещание, на котором политики и военные обсудили контуры турецкого «симметричного ответа» для режима Башара Асада. Почти одновременно с совещанием в МИДе, состоялся срочный военный совет в резиденции Эрдогана. В нем приняли участие начальник Генштаба турецкой армии, министры обороны и внутренних дел. Председателем военного совета был Реджеп Эрдоган. Решение обоих совещаний было синхронным и оперативным: вечером 3 октября с военной базы в Акчакале был нанесен ракетный удар по сирийской приграничной территории. Основная упор был сделан на населенный пункт Телль - Абад, откуда, по мнению турок, сирийцы и и вели обстрел турецкой территории. Как сообщает агенство SANA, в результате турецкого «ответа» погибло несколько военнослужащих армии САР.

Читайте также Резня в Хуле:погибшие или казненные?

Прервавшись на ночь, утром 4 октября турки возобновили обстрел сирийской территории, а в парламенте Турции был поднят вопрос о предоставлении «юго - восточному флангу НАТО" мандата на трансграничные военные операции, как этого требуют дух и буква Устава этой организации, в частности, положения статьи 5. «В уставе НАТО говорится об обязательствах стран - членов Альянса в случае нападения на одного из них», - сказал турецким журналистам вице - премьер Турции Бюлент Арынч, подчеркнув, что Турция - «не слепая», и видит угрозу для своей безопасности со стороны Сирии. Примерно так же озвучили подробности инцидента турецкие представители в ООН и НАТО, которые подняли в этих организациях вопрос о военном вторжении в САР.

Ответ Брюсселя на турецкие запросы оказался холодным и дежурным. Как и в случае с обстрелом самолета ВВС Турции над сирийскими территориальными водами, Альянс резко осудил действия Сирии, и призвал Дамаск прекратить агрессию против Турции. Что касается ООН, то там сейчас оперативно готовится проект заявления Совбеза по турецкому запросу. Источники из ООН сообщают, что формулировки проекта почти дословно совпадают с текстом турецкого заявления по инциденту в Акчакале. А парламент Турции сейчас занят другим - работой над проектом закона, разрешающим турецкой армии проводить операции на территории Сирии против курдов. На первый взгляд, такой поворот странен, поскольку в сообщениях по Акчакале ни о каких курдах речи не шло. Но это только на первый взгляд. Как это часто бывает на Ближнем Востоке, крайними в этой коллизии оказались курды.

Пограничная с Сирией провинция Шанлыурфа и город Акчакале - место компактного проживания турецких курдов. По другую сторону границы находятся поселения курдов Сирии. Граница между Турцией и Сирией проходит по линии Багдадской железной дороги. Курдские поселения Турции и Сирии буквально смотрят друг на друга. Так сложилось после распада Османской империи, когда страны - победительницы проводили границы. Турецкие и сирийские курды воспринимают друг друга как насильственно разлученные братья, и поддерживают друг с другом тесные связи. В свете турецко - сирийской затянувшейся коллизии, курдский фактор и фактор участка Багдадской железной дороги делают этот участок стратегически важным плацдармом для того, кто смог вовремя перехватить инициативу и укрепиться тут. Сегодня правом инициативы здесь обладают сирийские курды. Еще весной этого года Башар Асад и сирийские курды заключили соглашение, в результате которого Сирийский Курдстан получил статус полуавтономии, а пешмерга курдов САР - покровительство сирийской армии. Такой альянс курдов САР и Дамаска сейчас обходится Эрдогану весьма дорого. Во - первых, курды прикрывают Сирию с севера, во - вторых - не дают покоя юго - востоку Турции. Как известно, часть турецких юго - восточных районов сейчас находятся де - факто под контролем курдов, и немалую роль в этом сыграли курды Сирии и Ирака. «По линии Эрбиля к турецким курдам идут оружие, боеприпасы, медикаменты», - сказал Gtimes Юрий Набиев, главный редактор портала "Kurdistan.Ru". "Сирийский Курдистан действует на курдов Турции, можно сказать, духовно. Лидирующую роль в Сирийском Курдистане играет Рабочая партия Курдистана(РПК). В руководстве РПК большое влияние сейчас имеют именно курды Сирии. Сирийские курды играли первую скрипку во всех событиях курдской освободительной борьбы : в создании Мехабадской республики в шахском Иране, курдской автономии в саддамовском Ираке, борьбе за права курдов в Турции. Больше половины нынешних партизан РПК в Турции - это курды из Сирии. Эти курды попадают в турецкие горы по линии границы с Сирией», - говорит курдский эксперт. По его словам, Анкара об этом давно знала, но не придавала значения до тех пор, пока партизанские отряды не стали брать под контроль районы турецкого юго - востока, а турецкая стратегия в Сирии не стала буксовать.

Читайте также: Курды спасут Турцию?

Чтобы опередить курдов (и, возможно, Сирию) в плане стратегической инициативы, Анкара, возможно, и воспользовалась инцидентом в Акчакале. К тому же, курдское информагентство ANF сообщает, что турецкий «ответ» для Сирии был стрельбой по «своим»: в ближайшем к Телль - Абаду селе Айн - Арус были замечены бойцы союзной Турции «Сирийской свободной армии».

Здесь возникает вопрос: не был ли сирийский удар по турецкой территории частью военных действий против турецких наймитов? Понятно, что Турцию это не волнует, как и не волнует то, кто «свой», кто «чужой». Для нее важно другое - утверждение Совбезом ООН того варианта проекта резолюции по Акчакале, который предусматривает консолидированное военное вмешательство НАТО в сирийские дела, конкретно на участке Сирийского Курдистана. Если такое произойдет, то Анкара убивает одним ударом не одного зайца, а нескольких.

Одним из этих «зайцев» является давняя фронда турецких военных кругов. Турецкому офицерству не импонируют ни османские идеи Эрдогана, ни его авантюры в Сирии. Это несогласие ярко проявилось во время июльского эпизода со сбитым над Сирией турецким самолетом. Напомним, что отчет главного штаба ВВС Турции тогда прямо противоречил тому, что заявляли по этому поводу Эрдоган и Давутоглу. Если Совбез ООН даст Турции «добро» на военные действия в Сирии, ответные действия НАТО не заставят себя долго ждать, и турецкая армия волей - неволей подчинится букве Устава Североатлантического альянса. Проще говоря, НАТО заставит военные силы своего турецкого «подбрюшья» зашевелиться. Тем более, что военные силы Турции сейчас - единственный боеспособный военный резерв НАТО. При простаивании этого резерва, в НАТО будут вынуждены окончательно признать то, что после Афганистана этот военный блок перестал существовать как полноценная организация.

Александр Ашуров