23 февраля на пестрой политической арене страны появилось новое политическое объединение «Альянс за Грузию». Слухи, которые будоражили общественность три месяца, наконец, оправдались: объединились республиканцы, «Новые правые» и команда мятежных дипломатов, созданная бывшим постпредом ООН в Грузии Ираклием Аласания. В тот же день новорожденный альянс потребовал от Саакашвили проведения референдума по вопросу досрочных президентских выборов. И дал на размышление всего 10 дней. Кроме того, лидер оппозиционной партии «Путь Грузии», экс-министр иностранных дел Саломе Зурабишвили также предъявила Михаилу Саакашвили ультиматум: подать в отставку до 9 апреля.
«Если наше требование по назначению референдума не будет выполнено, мы оставляем за собой право действовать в интересах страны и народа», - цитируют информагентства Ираклия Аласания. Саломе Зурабишвили тоже не скупится на обещания: иначе - митинги, акции протеста, и может быть даже очередная революция. Главное определиться с ее цветом. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать из высказываний самих политиков.
Массовые весенние акции протеста декларировались уже давно. Но вот к весне появился и лидер: «Альянс за Грузию» на пост президента уже предложил кандидатуру Ираклия Аласания. Об этом, как сообщает ИА «GHN», заявил лидер Республиканской партии Грузии Давид Усупашвили, являющийся сопредседателем альянса,
Ираклий Аласания вроде бы декларирует приверженность новым правилам игры на грузинской политической сцене: чтобы политические вопросы решались не на улице, не кулаками, не с помощью революции. В новейшей истории Грузии ни один президент страны не уходил по доброй воле. Звиада Гамсахурдиа подняла на вершину власти волна постсоветского национализма. Уже через год грянула тбилисская война, и он был смещен с поста. Эдуард Шеварднадзе правил рекордные 11 лет. Но грянула «революция роз». Михаил Николаевич уже шесть лет у руля власти. Волна народного недовольства грозит перерасти в разрушительное цунами. Под силу ли Аласании ввести новые традиции смены власти?
Все не так просто. Часть грузинской оппозиции скептически отнеслась к «Альянсу за Грузию». Так, лидер консерваторов Каха Кукава высказал некое недовольство: мол, «сейчас не время образовывать альянсы, а время создавать широкую оппозиционную коалицию». Лейбористы, как всегда, не поскупились на громкие заявления. Их лидер Шалва Нателашвили заявил, что Ираклий Аласания «в случае прихода к власти станет ни кем иным, как Мишей-2». Если же занять пост президента Аласании по какой-то причине не удастся, то, по мнению главы лейбористов, уже имеются два резервных кандидата - лидер партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе и глава партии «Движение за справедливую Грузию» Зураб Ногаидели. Впрочем, грузинские СМИ также подметили, что Бурджанадзе пытается дистанцироваться от Аласании...
Так или иначе, ситуация накаляется. Вместе с ультиматумом от «Альянса за Грузию» прозвучал ультиматум и от экс-министра иностранных дел Саломэ Зурабишвили. Ее заявление также процитировали буквально все информагентства: «9 апреля - последний срок для режима Михаила Саакашвили. 9 апреля начнутся акции протеста и не завершатся, пока режим Саакашвили и система не будут убраны».
Правда, смущает дата. 20 лет назад, 9 апреля 1989 года, был разогнан войсками митинг протестующих против советской власти. 20 человек погибли. Это были последние жертвы советских времен и первые жертвы мира, который начал перестраиваться. Через два года - 9 апреля 1991 года - Грузия объявила свою независимость. Много бед довелось испытать с тех пор грузинскому народу. Хотелось бы надеяться, что на этот раз обойдется без войны, революции и крови.
Ирина Пташковская