В христианской житийной литературе есть легенда о вхождении халифа Омара аль-Хаттаба в покоренный Иерусалим в 638 году. Эта история стала символом многовекового мирного добрососедства христианства и ислама на Ближнем Востоке. То, что сейчас происходит с христианами Сирии - следствие влияния на регион третьей силы. Никогда ближневосточный мусульманин не шел убивать христианина с криком "Аллах акбар". Чтобы это произошло, нужно вмешательство извне. Что и происходит в Сирии.
В 638 году сподвижник Мухаммеда Омар аль-Хаттаб вошел в покоренный им Иерусалим. В благодарность за сдачу Иерусалима он даровал местным христианам право на свободное исповедание веры, владение своим церковным имуществом и гарантировал им защиту в случае нападения врагов.
Почти полторы тысячи лет спустя не менее знаменательный случай произошел в Дамаске, в мечети Омейядов. В 1946 году из Сирии были выведены оккупационные войска Франции. В мечети по этому поводу выступил премьер-министр Сирии Фарис аль-Хури, христианин. Обращаясь к собравшимся в мечети мусульманам, он сказал: "Если Франция вознамерится оккупировать Сирию во имя спасения нас, христиан, от мусульман, то я, христианин, с этого минбара провозглашу: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк Его". Как свидетельствуют очевидцы, собравшиеся в мечети мусульмане после этого чуть не задушили аль-Хури в объятьях, вынесли на руках из мечети и с почетом пронесли по близлежащим улицам сирийской столицы.
День выступления аль-Хури долгое время вспоминался в САР как торжество мусульманско-христианского добрососедства, которым Сирия и Ближний Восток в целом отличались веками. То, что сирийские мусульмане и христиане окажутся по разные стороны баррикад, в тогдашней Сирии мало кто мог подумать.
Впрочем, сирийская земля в конце 40-х годов помнила прецеденты, аналогичные нынешней "арабской весне". Дальними отголосками нынешнего сирийского кошмара в 1860 году стала печально известная "резня в Дамаске". Были убиты тысячи христиан, разрушены десятки храмов. Истребление мусульманами христиан было бы немыслимо без активной роли "третьей силы" - ведущих европейских держав, заинтересованных в Ближнем Востоке. Тогдашние Англия и Франция намеренно стравливали представителей разных религий Сирии, вовлекая в этот процесс религиозные меньшинства - друзов, маронитов, алавитов. Британские дипломатические документы того периода свидетельствуют об активной агентурной работе британских дипломатов в друзских и маронитских общинах Сирии и Ливана. Британцы подогревали политические амбиции тамошней аристократии и довольно умело натравливали друзов и маронитов на сирийское религиозное "большинство" - мусульман и христиан.
После распада Османской империи территории нынешних Сирии и Ливана оказались под мандатом Франции. Французы в течение мандатного периода создавали иллюзию покровительства маронитов, сирийских католиков, армян-григорианцев. В этих группах французы формировали полицейские части. Когда в Сирии и Ливане случались народные волнения (что происходило весьма часто), то подавляла их главным образом туземная христианская полиция, а не французские войска. Арабы-мусульмане после таких зачисток нередко шли мстить христианам, не разбирая, кто есть кто: маронит, католик, православный. Начиналось взаимное мусульманско-христианское истребление, что, впрочем, и требовалось.
То, что называется "арабской весной", в Сирии можно назвать реанимацией колониализма в XXI веке. Реколонизация Ближнего Востока - это пошаговая стратегия, где внешние игроки нисколько не стеснены в выборе средств. Одно из самых часто используемых средств - межрелигиозная рознь. В качестве пассивной боевой мощи используется неспокойный суннитский мир. Западные "друзья Сирии" натравливают суннитов на христиан и алавитов, используя методы, обкатанные еще в Афганистане, Ираке и Ливии. Чувство социальной ущемленности, старые счеты в сочетании с криками "Аллах акбар" - и моджахед для Сирии готов. Межрелигиозная рознь в Сирии, по мнению сценаристов, должна привести к самому важному - полной дехристианизации Ближнего Востока и севера Африки.
Читайте также:Христианство начинается с Сирии
Прологом к Сирии была Ливия. Когда осенью 2011 года натовцы бомбили Триполи, в православном храме при посольстве Украины в Джамахирии проходили службы. Служил там протоиерей Захария Керстюк. В феврале 2012 года отец Захария ездил в Сирию. Об итогах поездки он рассказал корреспонденту GTimes.
"Христиане и мусульмане в Сирии жили мирно на протяжении многих веков. В этом я еще раз убедился, когда был в Сирии. Я встречался с Башаром Асадом, с председателями сирийского парламента. Мы много говорили на тему взаимоотношений христиан и мусульман на Ближнем Востоке. Во времена крестовых походов христиане и мусульмане помогали друг другу. Крестоносцы во время походов за Гроб Господень истребляли и христиан, и мусульман. Во имя Господа они убивали детей, насиловали женщин. Когда знаменитый Салах эд-Дин, правитель мусульманской Сирии, освободил Иерусалим, он как мусульманский халиф взял под свою защиту все христианские святыни Сирии, обязался защищать христианство Ближнего Востока. Таких примеров в истории ислама сотни, если не тысячи".
По мнению отца Захарии, сейчас в Сирии уничтожают традиционный мусульманский дух веротерпимости. "Суннитов натравливают на шиитов, шиитов на суннитов, а весь мусульманский мир - на христиан. В Судане семьсот тысяч христиан были на днях лишены гражданства и объявлены вне закона. Суданским христианам Хартум выдвинул требование: выехать в сжатые сроки из страны, иначе они будут убиты, а их имущество - конфисковано. В Нигерии исламисты из "Боко Харам" взорвали около ста христианских храмов. В Египте разрушено двадцать храмов. Сирию хотят полностью дехристианизировать". В этой ситуации христианам остается надеется только на Бога. "Международное сообщество им помогать не будет. Иначе давно бы уже помогло", - сказал отец Захария.
Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока. "Если в Сирии свергнут Асада, то ближневосточных христиан вырежут. Христианство на Ближнем Востоке давно сосчитано, предано и продано. Оно уничтожается и будет когда-нибудь уничтожено, сохранившись в качестве религии практически вырезанного меньшинства. Собственно, чему тут удивляться? У нас перед глазами трагедия иракских христиан, трагедия палестинского христианства после прихода к власти даже не "Братьев-мусульман", а Ясира Арафата, трагедия ливанского христианства. Сейчас господа правозащитники озаботились судьбой коптов в Египте. Жалеть их следовало тогда, когда наши американские братья по разуму с непередаваемым и неподражаемым идиотизмом кричали о победе в Египте демократии после свержения Мубарака. Сегодня жалеть коптов бесполезно. Говоря по-русски, бобик уже сдох", - подытоживает эксперт.
Сами сирийские христиане, как уже было сказано, надеются только на Бога. Ливанский публицист Мишель Шамаас передал GTimes слова одного из христиан САР. "Иисус Христос сам был мучеником, отверженным, беженцем. И это придает нам силы. Мы не смеем роптать..." - говорят сейчас христиане Сирии.