Скандал вокруг строительства в Батуми мечети "Азизие" выходит за пределы Грузии, поскольку сама Грузия играет в нем не ведущую роль. Мечеть в честь турецкого султана, истребителя аджарцев, возводимая на могилах юнкеров генерала Мазниашвили - часть большой кавказской стратегии Анкары. Об этом с GTimes беседовали эксперты из России, Грузии и Армении.
Владимир Аватков, эксперт-тюрколог Московского государственного университета международных отношений (МГИМО).
"Позиция Турции в отношении стран Кавказа становится все более активной. Не достигнув договоренности с Россией о создании "Кавказской платформы", Анкара пошла ва-банк. Она усиливает свое присутствие в Грузии. Обучением вооруженных сил страны дело не заканчивается. Турция, при поддержке режима Саакашвили, активно формирует в Грузии новый "позитивный" имидж защитника, в противовес России-"агрессору". Мечеть же в Батуми, названная в честь турецкого султана, становится символом нового переписывания истории по-османски, символом присутствия Турции в регионе и ослабления России. Нашей стране следовало бы вести более активную политику в дружественной нам исторически Грузии".
Каха Кукава, грузинский политик, лидер партии "Свободная Грузия".
"Мечеть "Азизие" - это наглядный символ турецкой экспансии в Грузии. Эта экспансия проходит по нескольким векторам: экономическому, политическому и культурному.
Сначала об экономике. Я не так давно был в Батуми, и совершенно не узнал этого города, где был часто еще в юности. Старый Батуми уничтожается прямо на глазах. Теперь он выглядит как типичный город турецкой провинции. Половина вывесок - на турецком. Основные автоперевозки по Аджарии осуществляют турецкие автомобильные компании. Турки захватывают и туристический бизнес Аджарии, в их руках гостиницы и пансионаты. В нынешнем Батуми туристу не удастся отведать настоящей местной кухни. Рестораны и сектор общественного питания - чисто турецкие. Турки с удовольствием испортят туристу желудок своей сомнительной шаурмой. Что самое интересное, над всеми объектами общественного питания развеваются турецкие флаги. В самой Турции тоже есть рестораны и ресторанчики грузинской кухни, но никаких грузинских флагов вы там не увидите. В строительном секторе Аджарии также преобладают турки. Конечно, на турецких предприятиях работает местное население. Но жители Аджарии при этом получают гораздо меньше, чем те же турки. Еще один момент: если вы хотите получить в Аджарии нормальную работу, вы должны знать турецкий.
Теперь о культуре и религии. Аджария - это традиционно христианский регион. Аджарцы-мусульмане появились здесь только во времена османского владычества. Христианское население покоренных османами территорий порой было вынуждено принять ислам из соображений безопасности. После того как Аджария вошла в состав Российской империи, количество местных мусульман стало резко уменьшаться. Тот, чьи предки вынужденно приняли ислам, возвращался в лоно христианства. Конечно, в христианство вернулись не все грузины, многие остаются мусульманами по сей день. В основном это жители горных районов.
Читайте также Турция путает Грузии карты
Хочу сказать, что грузинские мусульмане - это прежде всего грузины, а потом уже последователи Мухаммеда. Турки начали возведение мечети "Азизие", прикрываясь грузинскими мусульманами, которых якобы в Грузии обижают. Сами грузинские мусульмане говорят, что к ним всегда относились и на бытовом, и на общественном уровне как к настоящим грузинам и полноправным гражданам Грузии. Никто никогда не ущемлял их свободы вероисповедания. Естественно, они также были против возведения в центре Батуми турецкой мечети. Грузинские мусульмане расценивают ее строительство как попрание национальных интересов Грузии. Понятно, что имам-хатыбом в "Азизие" будет не грузин, а турок.
Религия всегда была у Османской империи основным инструментом идеологического воздействия. С помощью ислама происходило отуречивание на оккупированных Турцией территориях. Мы, грузины, расцениваем мечеть "Азизие", возводимую на турецкие деньги, как реставрацию колониальной политики Османской империи в Грузии. Тем более что эту мечеть хотят возвести на могилах юнкеров генерала Мазниашвили.
Георгий Мазниашвили и его юнкера вошли в историю Грузии как защитники ее государственного суверенитета. В 1918 году Мазниашвили спас Батуми от захвата турецкой армией. После того как его войска очистили Черноморье от белогвардейцев, он стал грузинским губернатором Абхазии. В марте 1921 года Мазниашвили снова спасал Аджарию от турок, на этот раз по требованию грузинских большевиков. Но Мазниашвили заявил, что он не большевик, а грузин и грузинский генерал. Благодаря ему южная Грузия избежала турецкой аннексии и потери своего национального лица.
Сейчас, с одобрения Тбилиси, на прахе его юнкеров совершается кощунство национального масштаба. Цель такой позиции Тбилиси ясна - прикрыться Турцией от России. В политическом плане, для Турции это лоббирование своего влияния на Кавказе, а в перспективе - политический пересмотр итогов двух важных документов, Карсского и Московского договоров, определивших контуры нынешних юго-восточных рубежей Турецкой республики. Все это Анкара делает сейчас с помощью нынешних грузинских властей".
Читайте также Мечеть Азизие на крови
Рубен Сафрастян, директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении.
"Султан, в честь которого названа будущая мечеть, вошел в историю как организатор резни аджарцев. Исторически турецкая мечеть на политой кровью земле Аджарии - символ турецкой оккупации, которая ассоциируется у народов Южного Кавказа с геноцидом. Во время многовековой оккупации Аджарии турки истребили и насильственно отуречили тысячи жителей Аджарии, в том числе аджарских армян.
После Сан-Стефанского и Берлинского договоров Османская Порта не могла смириться с потерей Аджарии и предпринимала все усилия, чтобы снова заполучить этот экономически важный регион. Для этого турки не гнушались ничем: где не было возможности обмануть, они применяли насилие. Во время Первой мировой войны в Батумской области действовали боевики правящей турецкой партии "Единение и прогресс". Они истребляли всех христиан, включая и батумских армян.
Это только немногие факты истории. Они показывают, что строительство в Батуми турецкой мечети - это надругательство над исторической памятью Аджарии и всего Южного Кавказа. Грузия делает большую ошибку, что добровольно включается в глобальные планы Турции на регион. Приманкой для Грузии здесь стал декларируемый Анкарой план пересмотра двух важных документов - Карского договора 1921 года и Московского договора, заключенного в том же году между Лениным и Ататюрком. Это дает Анкаре право на пересмотр ее рубежей на Кавказе, а как следствие - продолжение агрессивной экспансионистской политики в Черноморско-Каспийском регионе.
Очевидно, что Грузии также пообещали весомую долю от передела Кавказа по турецкому образцу. Думаю, в эту ловушку попытаются поймать Азербайджан и Армению. В итоге все государства Южного Кавказа сцепятся друг с другом из-за передела границ. В Армении считают Московский договор преступным сговором между Лениным и Ататюрком, поскольку он был заключен без участия армянской стороны. Но армянский народ также против передела границ Кавказа по турецкой модели. Это будет означать только войну".