Накануне совещания "большой восьмерки" в Багдаде по Ирану Сенат США ввел санкции против двух крупнейших госкомпаний ИРИ - National Iranian Oil и National Iranian Tanker. Сенаторы считают, что таким образом перекрыли Ирану "нефтяной" кислород. На эту тему с GTmes беседовал эксперт-иранист Владимир Онищенко.
- Владимир Федорович, насколько будут ощутимы для Ирана санкции против National Iranian Oil и National Iranian Tanker?
- Экономические санкции, конечно, имеют сильное воздействие. Но это только на первоначальном этапе. Иранцы давно научились обходить западные санкции и диверсифицировали источники дохода от продажи нефти. На сегодняшний день этот механизм работает четко.
Американцы не учли, что иранской нефтью и газом давно заинтересованы в странах Юго-Восточной Азии. Тамошний рынок до сих пор поддерживает на плаву корабль иранской экономики. Иран успешно поставляет в страны этого региона свое "черное золото" и "голубое топливо". Конечно, экономические санкции сильно затрудняют взаиморасчеты. Сейчас иранские банки отключены от международных расчетных линий.
Враги Ирана сделали все, чтобы иранская экономика оказалась отрезана от внешнего мира. Тем не менее экономические отношения связывают Иран не только с Европой. Никакие санкции не смогли разорвать прочные отношения ИРИ с его ближайшим соседом в арабском мире - с ОАЭ. У Ирана есть свои экономические зоны в странах Латинской Америки. В Европе в иранских энергоресурсах заинтересован Кипр, в Юго-Восточной Азии - Гонконг.
Экспертное сообщество считает, что в течение последних восьми лет против Ирана действуют самые жестокие санкции. Очень печально, что к этим санкциям присоединились Россия и Китай. Конечно, это были санкции общего рода, но сам факт неприятен. Иранцы все хорошо понимают и не считают, что Россия предала ИРИ. Иранцы говорят: Россия была вынуждена так сделать, потому что у ее экономики связи с Европой, своя интеграционная политика, и она вынуждена "прогибаться" под европейские требования.
Моя экспертная оценка такова, что санкции против Ирана не возымели действия и в ближайшее время не возымеют. Это не только мое мнение, это подтверждают эксперты-востоковеды.
- Что сейчас происходит в иранских торговых портах? На самом деле там все так плохо, как пишут в СМИ?
- Недавно я с группой экспертов-иранистов был в иранской провинции, которую называют "экономическим локомотивом" Ирана. Это Хузистан, ближайший к Персидскому заливу нефтеносный регион ИРИ. Мы своими глазами видели экономику, которую иранцы восстановили после ирано-иракской войны. Мы наблюдали, какими темпами сейчас там развернулись нефтяные компании. Целый день танкеры приходят и отходят от причалов морского терминала, названного в честь аятоллы Хомейни. Безостановочно перегружаются с корабль на корабль нефтепродукты, идет даже бартерный обмен. Несмотря на жестокий режим санкций, все пять морских терминалов Хузистана работают на полную мощность. Иранцы нам говорили, что санкции не возымели действия, и увиденное нами это подтверждало.
В свое время министр иностранных дел РФ Лавров сказал, что международные санкции против Ирана не способствуют взаимопониманию. Благодаря этим санкциям Иран только еще больше загоняется в угол. Такая политика очень опасна, потому что Иран обязательно начнет принимать экстренные меры. Он будет не только защищаться с помощью пропаганды, но и военным образом.
Конечно, никто не говорит, что где-то в пещерах Иран кует свое ядерное оружие, чтобы противостоять Западу. Это полная чепуха, и все разведки мира это подтверждают. Сейчас Иран отстаивает за собой право на экспорт нефти и газа.
- Чего ожидают от введенных санкций Соединенные Штаты?
- Америка, в отличие от Израиля, очень уповает на санкции. В Белом доме надеются, что они взбудоражат иранский народ, вызовут какую-нибудь "оранжевую революцию", которая приведет к демонтажу режима аятолл. Израиль не верит в санкции и настаивает на превентивном военном ударе, который сможет свалить режим.
- Как в данной ситуации себя может повести Россия?
- Мне трудно сказать, как себя поведет в плане Ирана Россия после избрания нового президента. Но судя по предвыборной риторике Владимира Путина, нынешняя Россия будет укреплять свои форпосты на Ближнем Востоке, которые когда-то потеряла. В первую очередь, это Иран, Афганистан, Пакистан. Естественно, у российского руководства есть свои меры в плане нефтяной политики Ирана.
Западу нужно, чтобы экономические санкции довели Иран до того, чтобы он в самом деле стал готовиться к военным мерам или хотя бы приблизился к ним. Но даже санкции против двух таких крупнейших компаний, как National Iranian Oil и National Iranian Tanker, не возымеют действия. Кроме них в ИРИ есть сотни других, более мелких компаний. Эти сотни компаний очень хорошо действуют своими малыми силами через разные малые банки, оффшорные зоны, экономические зоны. У Ирана - сотни вариантов противодействия санкциям.
-Следовательно, "персидская весна" в ИРИ пока маловероятна?
- Как бы ни раскачивали иранскую лодку, до переворота там далеко. Иран - не такой разношерстный, как арабский мир. Раскачать ту же Сирию "помогли" противоречия многоконфессиональной системы. Экономические санкции против Ирана лишь консолидировали многонациональный иранский народ. Иранцы взяли на вооружение лучший опыт СССР, того же Китая, КНДР или Кубы. Когда эти страны оказывались во внешней изоляции, они опирались только на собственные силы, и это им помогало выстоять. В такой изоляции Иран находится, по сути, с 1979 года, но он смог выстоять и преуспеть. У нынешнего Ирана - одни из самых передовых технологий на Ближнем Востоке, вплоть до нанотехнологий. Режим Исламской Республики этому только поспособствовал.
Мировой сионизм, конечно, будет вопить, что "муллы хотят стереть Израиль с лица земли". Над этой чепухой смеются даже "Братья-мусульмане" в компании с ХАМАС и "Фатх". Иранский народ настолько сконсолидирован, что ему нет нужды воевать.