Сирийская гражданская война медленно, но верно перемещается в Ливан. В ночь с воскресения на понедельник сторонники и противники Башара Асада вели ожесточенные бои в ряде кварталов Бейрута. Бои в ливанской столице были спровоцированы случаем на северной границе Ливана. Солдаты с ливанского КПП обстреляли машину суннитского проповедника Ахмеда Абдулвахида, пытавшегося прорваться в Ливан.
Сирийский суннитский имам Ахмед Абдулвахид был известен на Ближнем Востоке своей поддержкой исламистов из сирийской оппозиции. В субботу стало известно, что имам планировал посетить север Ливана. В Триполи, административном центре провинции Северный Ливан, до сих пор происходят столкновения между местными алавитами и суннитами. Абдулвахид собирался поддержать словом суннитов - своих собратьев и соратников по неприятию режима алавитов в Сирии.
Поездка в Ливан оказалась для Ахмеда Абдулвахида последней в жизни. Как сообщают источники, его машина пыталась прорваться на большой скорости через КПП в районе Аккар и была обстреляна ливанскими военными. Имам Ахмед Абдулвахид и его соратник, имам Халед Мирейб, скончались от ран.
После инцидента ливанское главнокомандование выразило глубокое сожаление суннитам и пообещало разобраться в произошедшем. Однако это не помешало суннитам Аккара выйти на улицы в знак протеста против убийства духовного лица. Сторонники имама Абдулвахида подожгли автомобильные покрышки и перекрыли дороги, ведущие на север страны. Манифестация переросла в вооруженное столкновение с местными шиитами и алавитами.
В воскресение противостояние доползло до Бейрута. В столичном квартале Тарик-эль-Джедид и прилегающих районах завязались схватки между двумя группами активистов - суннитским движением "Аль-Мустакбаль" и шиитской партией "Ат-Тайяр аль-Араби", связанной с "Хезболлой". Обе стороны применили пулеметы и гранатометы. Бои длились всю ночь с воскресения на понедельник, в течение пяти часов. Двое человек погибли, 18 получили ранения. Стрельба в Бейруте заставила на время объединиться представителей основных политических сил Ливана. Как и других ливанцев, их разъединила гражданская война в Сирии.
Одним из первых высказался лидер движения "Аль-Мустакбаль" Саад Харири, бывший премьером Ливана в 2009-2011 годах. В августе прошлого года Харири призвал ливанское правительство выступить против режима Башара Асада. В мае 2012 года он обратился к народу с просьбой не дать разгореться гражданской войне в Ливане.
Читайте также Шииты Ливана как предмет торга
Как говорит Харири, конфликт в Ливане "отвечает только сирийским интересам". У Саада Харири есть старые счеты к Башару Асаду. Он обвиняет сирийского лидера в убийстве своего отца Рафика Харири и в свержении в 2011 году своего правительства. Кроме личных счетов к Асаду, Харири испытывает к нему острое политическое неприятие.
Лидер "Мустакабль" родился и вырос в Эр-Рияде. Его политическое становление происходило среди бомонда арабских монархий. После начала волнений в Сирии Харири организовал на севере Ливана ряд лагерей беженцев. В устройстве этих лагерей ему помогали арабские монархии и Турция. Обустроенные Харири лагеря беженцев потом стали перевалочными базами сирийских оппозиционеров и различных исламистов, которые направлялись в Сирию на "священную войну" против Башара Асада.
Эти лагеря давно беспокоили официальный Дамаск. На недавнем заседании ООН сирийский постоянный представитель Башар Джафари продемонстрировал диск с записями показаний захваченных в Сирии террористов, которые попали в САР через ливанскую границу. Джафари заявил, что дружественный Сирии Ливан допустил появление на своем севере исламского эмирата. В ответ на заявление сирийского постпреда ливанский премьер Наджиб Микати в первый раз подверг Дамаск резкой критике и осудил Джафари.
Не так давно произошел раскол в лагере ливанских друзов - влиятельного религиозного меньшинства страны. В самом начале сирийского противостояния друзы Ливана встали на сторону Асада. После того как этнические чистки сирийского "Мухабарата" коснулись друзов САР, многие влиятельные друзские лидеры Ливана перешли на сторону сирийской оппозиции. Среди них - лидер ливанских друзов Валид Джумблат, давний соратник суннита Саида Харири, непримиримый противник "Хезболлы", асадовской Сирии и шиитского Ирана. Валид Джумблат с помощью "Друзей Сирии" сейчас пытается раскачать в Ливане и Сирии "друзскую лодку". К счастью для Дамаска, друзы Сирии остаются пока еще верны Башару Асаду. Это очень раздражает Джумблата.
Тем временем на ливанское противостояние обратили внимание страны Персидского залива. Катар, ОАЭ, Кувейт и Бахрейн призвали своих граждан ни в коем случае не ездить в Ливан, так как там окопалась "Аль-Каида". Глава ливанского МИД Аднан Мансур на это выразил недоумение. Как сообщают ливанские СМИ, главы МВД и Министерства обороны Ливана заспорили: есть ли в самом деле "Аль-Каида" в Ливане?
Читайте также Ближний Восток на крови
Следы исламских террористов в Ливане были обнаружены еще в 2006 - 2007 годах, в северо-западной провинции Горный Ливан. В этих районах международное сообщество разместило лагеря палестинских беженцев, куда вскоре стали прибывать подозрительные личности со всех стран мира. Журналисты ливанской газеты "Аль-Хайят" побывали в одном из таких лагерей в марте 2007 года. Они обнаружили там очень мало палестинцев. В лагерях лидировали марокканцы, иракцы, алжирцы, курды, да и сами ливанцы, которые по разным причинам оказались на обочине ливанской общественной жизни. Обитатели этого лагеря говорили на своем особом диалекте, который они называли "исламистским". В одном из таких лагерей окопалось движение "Фатх-аль-ислам". Оно еще с конца прошлой недели начало охоту на спикера ливанского парламента, шиита Набиха Берри.
Впрочем, это еще не совсем полная картина. Среди ливанских христиан-маронитов есть группировка Самира Жажи. Об этой группировке GTimes рассказал сирийский общественный деятель, доктор Али Салим Асад.
"Самир Жажа - лидер ультраправого течения, возникшего среди ливанских христиан-маронитов. Он очень сильно обижен на Сирию за то, что отсидел 14 лет в тюрьме за взрыв храма. Кроме того, не надо забывать и о том, что он фактически олицетворяет ту часть маронитов, которые прежде входили в марионеточную армию Южного Ливана и сражались на стороне Израиля. Деятелей вроде аль-Харири и Жажа объединяет и ненависть за недавнее свержение правительства Саада Харири. Но при этом, находясь под влиянием определенных зарубежных сил, они выполняют и чужой заказ".