Верховный совет образования Ирана планирует ввести в иранских школах обязательное преподавание русского языка, наряду с фарси и английским. По новым правилам, иранским школьникам-подросткам предложат список иностранных языков, где наряду с русским будут немецкий, французский, испанский и итальянский языки. Свой второй "иняз" иранская молодежь будет изучать вплоть до окончания школы. Эксперт Андрей Арешев считает, что большинство юных иранцев выберут именно русский язык. К этому располагают тесные связи Ирана с Россией, это диктуют геополитические условия. Эксперт дал интервью GTimes.
— В распоряжении главы образовательного ведомства Ирана Мехди Навида есть интересный пункт. "В тех провинциях страны, где какой-то из вышеперечисленных языков более необходим, этому вопросу будет уделено повышенное внимание". Что имел в виду Мехди Навид?
— Я полагаю, что это часть южных территорий Ирана, где располагается Бушерская АЭС, построенная и введенная в эксплуатацию с помошью России. Распространение русского языка в Иране будет напрямую связано с реализацией крупных российско-иранских двухсторонних проектов. Включение русского языка в школьную программу — прагматичный и одновременно дружеский шаг в сторону России. Мы знаем, что недавно в Иране прошла конференция по российско-иранскому сотрудничеству. Думаю, мы сейчас будем наблюдать оживление России и Ирана друг к другу и возрастание обоюдного интереса к разработке совместных проектов. Иран в настоящее время — экономический партнер России и ее стратегический союзник. Вполне возможно, что Иран скоро будет главным политическим партнером России в регионе.
Читайте также: Выбор Ирана: религия против войны
— Каковы предпосылки для этого?
— Обстановка к этому располагает. Измерение проходит не только в плане диалога между руководителями России и Ирана, представителями экспертного сообщества, но и в плане гуманитарного сотрудничества, опыта общения между народами России и Ирана. Частью такого глобального гуманитарного обмена стал шаг Ирана по введению русского языка в школах. Фактор ложится в эту ситуацию очень хорошо. Потому что изучение русского языка в иранских школах — это гуманитарные контакты, приобщение к русской культуре и так далее. Я думаю, что сейчас эти процессы пойдут полным ходом. Известные политические изменения в России, вступление в должность президента РФ Владимира Путина порождает эти надежды. Недавно глава иранского МИД Али Акбар Салехи в интервью одному из изданий сказал: период правления Путина был расцветом двусторонних отношений. Определенное похолодание российских отношений с Ираном, вынужденная заморозка очень важных проектов больно ударили по России и Ирану. Замечу, это не только известные всем контракты в военно-технической сфере, контракты по С-300.
— От чего еще пришлось отказаться России и Ирану? И насколько поможет русский язык в иранских школах реанимировать эти проекты?
— Из-за западного давления российский "Газпром" ушел с прибыльных и перспективных месторождений иранских энергетических ресурсов. Естестенно предположить, что на российских газовиков надавили их западные партнеры. Если мы говорим о территориальной локализации обучения русскому языку в Иране, то вполне возможно, что мы подразумеваем сферы совместных проектов по добьче, и вполне возможно, транспортировке иранских энергоресурсов. Таким образом мы видим, что в Иране всячески демонстрируют позитивный подход к развитию дружеских отношений с Россией, открыто показывая искреннюю симпатию. Я думаю, что такое отношение иранцев к России в самой России должны понять, услышать, увидеть и прореагировать на это соответствующим образом. Потому что Иран является для России очень важной страной. Он нужен России как политический, экономический и стратегический партнер. По некоторым оценкам, потери российских компаний только от заморозки оружейных контрактов с Ираном составляют миллиард долларов в год.
Читайте также: Иран и Россия: денежки врозь?
— Как "вознаградил" Запад Россию за замороженные совместные проекты с Ираном?
— За эти потери Россия пока что не имеет ничего, кроме одобрительных похлопываний по плечу со стороны Барака Обамы. Я полагаю, что те упущения и недоработки в российско-иранских отношениях, свидетелями которых мы были на протяжении последних лет, нуждаются в немедленном исправлении. Наиболее позитивным фоном для этого будет активизация гуманитарных связей. В том числе, помощь России в сфере обучения иранских школьников и студентов русскому языку, приобщение их к русской культуре. Богатейшая культура Ирана теснее соприкоснется с не менее богатой русской культурой. Этому должно помочь преподавание русского языка в школах.
От преподавания русского языка в школах Ирана начнет свой путь новая российская геополитика. Иранцы всегда будут чувствовать дружеское плечо России, а русские — поддержку интересов своей страны на Ближнем и Среднем Востоке со стороны Ирана. Исламская республика Иран никогда не была такой, какой ее представляют на Западе. К сожалению, западное восприятие Ирана было усвоено многими россиянами. Опыт гуманитарных контактов, который начнется с преподавания русского языка в школах Ирана, должен разрушить ложные стереотипы.