Имя украинского священника Захарии Керстюка хорошо известно читателям православной прессы. В Ливии он служил литургию под натовскими бомбами. В Сирии он общался не только с Башаром Асадом и патриархом Игнатием IV, но и с простыми сирийцами. Батюшка считает, что война в Сирии разрушит тысячелетнее добрососедство между мусульманами и христианами Ближнего Востока. Арабский мир подталкивают к открытой вражде с христианами. Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью GTimes.
- Во время натовских бомбардировок Триполи я служил в православном храме Андрея Первозванного при посольстве Украины в Ливии. Недавно я получил разрешение на очередную поездку в Ливию. 4 апреля, если Бог даст, я туда поеду. Меня неприятно удивила реакция некоторых людей, в том числе и тех, кто занимается проблемами Сирии и Ливии. Так вот, эти люди меня до сих пор спрашивают: «откуда у Вас, батюшка, виза?» Странно. Я считаю, что если нас объединяет одно общее дело, дело миротворческого процесса в арабском мире, мы должны помогать друг другу, а не тратить себя на подозрения и домыслы. На многих мероприятиях и круглых столах по Ближнему Востоку, где мне довелось побывать, говорилось одно и то же: какие плохие НАТО и США, и какие хорошие Башар Асад и Сергей Лавров. Страсти кипели... Когда касалось дела, например, делегации в Сирию или Ливию, то этот энтузиазм быстро угасал.
- Как мы понимаем, Украинская Православная Церковь активно занимается проблемами Сирии и Ливии.
- Украинская Православная Церковь занимается достаточно активно сирийским вопросом, и занимается очень давно. Мы организовали послу Сирии в Украине несколько телеэфиров, помогли с его лекциями в ряде украинских университетов. На одно выступление пришла тысяча человек, на другое - четыреста. Недавно в Киеве был День Сирии. На днях откроется выставка моих фотографий, которые я сделал во время своей недавней поездки в Сирию.
- Как Вы относитесь к миротворческой миссии России в Сирии?
- То, что Российская Федерация делает по отношению к Сирии, мне импонирует как священнику и православному человеку. В Сирии живут наши братья - православные христиане Антиохийского патриархата. Сейчас наши сирийские братья находятся в беде. Мы, священники Русской Православной Церкви, не можем стоять в стороне Лично я, как православный священник, не занимаюсь политикой и не люблю говорить о ней. Я не хочу говорить о таких вещах как Лига арабских государств, Совет стран Персидского залива и ООН. Нас больше волнует христианофобия, которая захлестнула в последнее время Ближний Восток и ряд стран Африки: Судан, Египет, Нигерию. Мы, священники, молимся за прекращение кровопролития и делаем все возможное, чтобы остановить кровопролитие в Сирии и на Ближнем Востоке. Мы искренне надеемся, что это кровопролитие когда-нибудь прекратится.
- Совсем недавно Вы вернулись из Сирии. Каковы Ваши впечатления от поездки?
- Христиане и мусульмане в Сирии жили мирно на протяжении многих веков. Миролюбивая и веротерпимая позиция сирийского народа была христианам всего мира близка и понятна. Лично для меня она стала еще более понятна во время моего визита в Сирию. Я встречался с Башаром Асадом, с председателем сирийского парламента. Мы много говорили на тему взаимоотношений христиан и мусульман в Сирии. Во времена крестовых походов Рима на Ближний Восток христиане Ближнего Востока и мусульмане помогали друг другу. Известно, что когда крестоносцы захватывали Святую Землю, то они истребляли ближневосточных мусульман. Во имя Господа они убивали детей, женщин. Когда знаменитый Салах эд-Дин, правитель мусульманской Сирии, освобождал Иерусалим, он взял под свою защиту все христианские святыни. Он гарантировал всем христианам право на беспрепятственное паломничество и обязался защищать всех христиан Ближнего Востока. Таких примеров веротерпимости сирийского народа сотни, если не тысячи. Традиция веротерпимости и дружбы сохранилась и в нынешней Сирии. Что было тысячу лет назад, то бытует и по сей день. Мы считаем, что этот мир должен быть сохранен.
- В чем причина крушения тысячелетнего мира между мусульманами и христианами Ближнего Востока?
- На Ближнем Востоке сейчас идут разговоры о том, что Запад хочет уничтожить изначальный мусульманский арабский дух. В связи с этим идет расшатывание основ. Суннитов натравливают на шиитов, и наоборот. Как православному священнику, мне это, разумеется, не может нравиться. Но я больше занимаюсь другой проблемой - растущей христианофобией на Ближнем Востоке и в Африке. В Судане семьсот тысяч христиан были на днях лишены гражданства и объявлены вне закона. . Суданским христианам Хартум выдвинул требование: до 8 апреля выехать в Южный Судан. Иначе они будут убиты, а их имущество конфисковано. В Нигерии исламисты из «Боко Харам» взорвали около ста христианских храмов. В Египте разрушено двадцать храмов. В Сирии идет тот же самый процесс. Сирию хотят полностью дехристианизировать.
- Что сейчас можно сказать о положении христиан в Судане?
- Христиане Южной Судана поняли, что они могут надеяться только на волю Господа Бога. Это я говорю как священник. В принципе, они были готовы к этому. Каждый христианин, если он в самом деле верит в Бога, готов пожертвовать собой ради веры, искренней любви к Богу. Христиане Южного Судана сейчас оказались перед выбором: или продолжать верить в Бога, или умирать. Они предпочли верить в Бога. Поэтому мы стали свидетелями тех гонений, которыми они подвергаются со стороны местных исламистов и президента Омара аль-Башира. Помогать им, я считаю, никто не будет. Потому что если бы хотели реально помочь, то давно бы уже помогли. Гонения на христиан в Судане - только часть общей картины дехристианизации.