У каждого кавказского народа - свой геноцид. Для Азербайджана им стали события в Ходжалы. Трагедия маленького городка в Нагорном Карабахе уже давно является одним из трендов внешней политики страны. Сейчас борьба за признание трагедии в Ходжалы геноцидом, кажется, выходит на новый уровень - есть шанс, что азербайджанская интерпретация событий будет признана Литвой.
Совсем недавно сенат Мексики признал события в Ходжалы геноцидом. Это очень похоже на борьбу за признание Абхазии и Южной Осетии, которая развернулась в странах Океании. Правда, экзотика в данном случае не придает процессу солидности. И даже наоборот, девальвирует борьбу за признание - пусть геноцида, пусть страны - в глазах международной общественности. Поэтому сейчас основная стратегия официального Баку - лоббирование Ходжалы в странах Восточной Европы. На своей пресс-конференции начальник аппарата азербайджанского парламента заявил, что в данный момент соответствующая работа ведется с литовским сеймом, а также с парламентами всех других европейских стран.
В этом году исполняется двадцать лет со дня трагедии в Ходжалы, которая произошла в 1992 году, поэтому мероприятия по продвижению признания будут более активными. В международном масштабе проводится кампания "Справедливость Ходжалам", которой буквально накануне выразил поддержку Парламентский союз Организации исламского сотрудничества (ПС ОИС). Это очень солидная структура, в которой объединены парламенты 51 страны. Нет ничего сверхъестественного в том, что ОИС выступает на стороне Азербайджана. Ежегодно в резолюциях парламентской ассамблеи ОИС появлялась формулировка об агрессии республики Армения против республики Азербайджан. В этот раз добавлен призыв активизировать в исламских странах кампанию по признанию событий 1992 года геноцидом.
Известный азербайджанский журналист Фуад Сафаров, работающий в Москве, считает кампанию по признанию вполне успешной. "Я думаю, что все получается. Потому что постепенно и в России, и в мире начинают узнавать правду о событиях в Нагорном Карабахе. И огромная заслуга в этом фонда Гейдара Алиева, который сделал очень многое для того, чтобы изменить имидж Азербайджана, который раньше был очень негативным. Сейчас к нашей точке зрения начинают прислушиваться", - сказал Фуад Сафаров GTimes.
В истории 1992 года в Ходжалы, как и в любой другой подобной, очень много темных пятен. Вокруг этой темы построена своеобразная идеология. Топоним "Ходжалы" для азербайджанской нации давно стал тем стержнем, благодаря которому сформировалось национальное самосознание. Это точка опоры для современной государственности Азербайджана, и хотя события тех дней не изучены до конца, обсуждать их, и тем более критически, не позволено никому. На своей шкуре это испытал журналист Эйнулла Фатуллаев, автор известного далеко за пределами Азербайджана "Карабахского дневника". В кавказской журналистской тусовке его знали давно и хорошо. Будучи до поездки в Нагорный Карабах ярым армяноненавистником, по возвращении в Баку он опубликовал дневник, в котором попытался объективно посмотреть на события минувшей войны. С точки зрения азербайджанской пропаганды Фатуллаев немедленно превратился в предателя, оказавшегося впоследствии в тюрьме по обвинению в "оскорблении памяти жертв Ходжалы". Впоследствии у него "находили" наркотики. Освободиться Фатуллаева удалось только в прошлом году под давлением европейских структур.
Тайн в истории Ходжалы на самом деле много. Мы, конечно, не претендуем на полноценное исследование, проговорим лишь общий контекст. Итак, в феврале 1992 года, когда Азербайджан терял Карабах, в Баку шла ожесточенная борьба за власть. Позиции тогдашнего президента Аяза Муталибова становились слабее с каждым днем. Как говорят многие свидетели тех событий, оппозиционеры, продвигавшие во власть Гейдара Алиева, ставили целью как можно серьезнее дискредитировать президента. Теперь уже не каждый бакинский школьник знает о том, что до Гейдара Алиева его страной руководил другой человек. Пропаганда сделала из Алиева основателя государства, а для Муталибова ходжалинские события оказались этапом, через который он не смог пройти. Потом, уже находясь в Москве, куда Муталибов сбежал, бросив в Баку даже свою семью, он дал немало интервью, в которых изложил свою точку зрения на трагедию в Ходжалы. Из его слов можно сделать как минимум один вывод - что он совершенно не контролировал ситуацию. Он не знал о том, что творится на линии фронта, у него не было надежных союзников, а военнослужащие не подчинялись командам главнокомандующего. Например, был эпизод, когда летчики отказались лететь с запасами продовольствия и оружия в Ходжалы, чтобы подкрепить местное население. Жуткие кадры ходжалинской трагедии облетели мировые СМИ. Это стоило президенту кресла, в котором он и так сидел не очень прочно.
Многими исследователями доподлинно установлено, что армянскими силами был открыт коридор для выхода жителей Ходжалы из окружения. Это, конечно, нисколько не снимает с них вину за жуткую трагедию. Однако в истории карабахской войны многократно было так, что местному населению открывался коридор для выхода. Сейчас в Азербайджане не принято об этом говорить. Кстати, Эйнулла Фатуллаев, который посетил карабахский Аскеран (так теперь называется Ходжалы), также писал о том, что такой коридор был создан, более того - Фатуллаеву показали местность, где он находился. Значительная часть жителей покинула город, армянские солдаты не открывали по ним огонь. Если бы этого коридора не было, то никто не смог бы спастись. Но потом принявшие беженцев азербайджанские войска повели их часть в сторону населенного пункта, контролировавшегося вооруженными армянами, подставив своих сограждан под пули.
В ходжалинской трагедии смешалось все: безумная жестокость обеих сторон конфликта, политические передряги в Азербайджане и безжалостный цинизм по отношению к людям. Многие источники в Баку утверждают, что 22 февраля 1992 года, за несколько дней до трагедии, Совет безопасности страны принял решение не эвакуировать жителей Ходжалы с тем, чтобы "армянам не показалось, что мы освобождаем город для них".
Все эти и многие другие детали той трагедии хорошо известны по обе стороны конфликта. Но сейчас события в Ходжалы стали политическим инструментом для решения вопросов внешней политики, как и все остальные геноциды, существующие в истории почти каждой кавказской страны.