Когда американцы покидали Ирак, Обама сказал: «мы оставляем независимую, стабильную и уверенную в себе страну с избранным народом правительством». Видно, что президент США намеренно искажал факты. В нынешнем Ираке царит безвластие. Регионы и столичный район де- факто являются независимыми друг от друга. А в тех районах, где проживают иракские сунниты, подняли голову радикальные исламисты.
США строили «иракскую демократию» по ливанскому образцу. Согласно этой модели, в государственных органах должны быть представлены все религиозные направления государства. Право приоритета - за господствующим направлением. Религиозное большинство в Ираке - это шииты. Представитель шиитов Нури аль-Малики получил ключевой пост премьер-министра. Президентом Ирака парламент страны избрал курда Джелаля Талабани.
Вице-президентом Ирака стал суннит Тарик Хашеми. Планируя такой расклад, американцы ставили несколько далеко идущих целей. Первая - показать, что доступ к власти в Ираке теперь есть у всех: суннитов, шиитов, курдов. Вторая цель - это создание баланса сил между этими тремя группами. После свержения Саддама Хуссейна и разгрома партии «Баас» между суннитами и шиитами вспыхнули кровопролитные схватки.
Кто владеет иракской нефтью, тот управляет Ираком. Основные месторождения нефти расположены в шиитских и курдских районах Ирака. Сунниты с этой «несправедливостью» мириться не захотели. Из-за нефти в Ираке начались кровопролитные столкновения между суннитами и шиитами. И те, и другие посылали к «противнику» боевиков, которые устраивали в занятых районах резню мирного населения. Итогом нефтяных войн стали вдовы, сироты и сотни погибших мирных людей.
Как только американцы стали покидать Ирак, шииты начали теснить суннитов отовсюду. В конце октября 2011 года премьер-министр Ирака, Малики, объявил, что его спецслужбы выявили «баасистский заговор», в который были включены чуть ли не все иракские сунниты. В декабре того же года власти инициировали массовое изгнание суннитов с постов губернаторов провинций, из иракских вузов и из органов власти. Апогеем такой «суннитской чистки» стало уголовное преследование вице-президента Ирака Тарика аль-Хашими. Его обвинили в организации государственного переворота. Хашими скрылся от ареста в Иракском Курдистане. В этой автономной провинции Ирака багдадская рука беспомощна.
Читайте также "Аль - Каида" взорвет Северный Кавказ?
Как уже было сказано, нынешний Ирак - это нелепый конгломерат из не подчиняющихся Багдаду провинций. На севере и западе страны находится так называемый «суннитский треугольник», замкнутый Багдадом, Тикритом и Ар-Рамади. Пользуясь обстановкой, сюда проникли эмиссары «Аль-Каиды». В 2006 году они объявили все суннитские провинции Ирака территорией «Исламского государства Ирак» (ИГИ).
Главой самопровозглашенного государства стал некий Абу Омар аль-Багдади. Аль-Багдади означает «человек из Багдада». Но есть мнение, что эту приставку к имени Абу Омар получил задолго до того, как был заброшен в Багдад исламистами. Аль-Багдади и его сторонники объявили в стране «священную войну». Главной целью джихадистов были отнюдь не американцы. В одном из документов ИГИ было сказано: «90 процентов наших пуль - вероотступникам». В категорию вероотступников включались политические деятели, военные, полицейские, представители местных органов власти, шиитское духовенство. По словам джихадистов, главная опасность для Ирака будет в будущем исходить именно от шиитов.
Громкие заявления радикалов не могли быть не замечены. В марте 2010 года американский авиаудар ликвидировал Аль-Багдади и его «правую руку», египтянина Абу Айюба Аль-Масри. В конце апреля того же года иракские и американские военные уничтожили базу Аль-Убайды, «амира» ИГИ в Северном Ираке. Удалось «убрать» несколько десятков ведущих джихадистских «офицеров».
Ведущая роль в структуре ИГИ принадлежала «шейху» Абу Мусабу Аз-Заркауи, соотечественнику известного россиянам Хаттаба. По данным российских военных, Аз-Заркауи «отметился» во время второй чеченской войны как эмиссар «Аль-Каиды».
В «Исламском Ираке» Аз-Заркауи был одновременно и главным проповедником, и министром финансов. Американцы «убрали» Заркауи на заре провозглашения ИГИ, в 2006 году. Гибель «шейха», а также последовавшие устранения других лидеров, поставили вопрос о дальнейшем существовании ИГИ.
Джихадисты были вынуждены сменить тактику. Они сделали упор на возможность договора с наиболее лояльными к исламистам представителями власти. Параллельно с этим «амиры» попросили Саудовскую Аравию помочь в подкупе племенных лидеров и представителей духовенства. Отдельной строкой джихадистского бюджета идет пропаганда «чистого ислама» среди местного населения.
Повседневная реальность послевоенного Ирака - это разруха, коррупция и безработица. Каждый новообращенный в «чистый ислам» получает определенную сумму в долларах «за себя самого» и за тех, кого обратит сам. Кроме того, исламисты платят за различные поручения, оплачивают всем желающим учебу в ваххабитских «университетах» Саудовской Аравии.
Вывод американских войск, последовавшие преследования суннитов и анархия в Ираке были джихадистам только на руку. Раздробленность Ирака можно использовать для достижения права на официальное признание ИГИ и даже на поддержку американцев. Для этого надо всего лишь на время дистанцироваться от терактов и подыграть американским настроениям в регионе. Следуя этой логике, руководство ИГИ в январе 2012 года объявило джихад против Ирана.
Иран никогда не манкировал своими интересами в Ираке. Премьер Ирака Аль-Малики хоть открыто и не называл себя сторонником Ирана, но во многих вопросах ориентировался на Тегеран. В Ираке долго действовала организация «Аль-Кутс» - местный «филиал» Корпуса стражей исламской революции. Более того, Тегеран сейчас активно использует Багдад в своих планах по Сирии. В отношении Сирии Иран мешает всем: и США, и Саудовской Аравии, и «амирам» ИГИ.
Сейчас лидеры «амиров» из ИГИ заявили: оккупация Ираном Ирака куда опаснее, чем американская. «Те, кто утверждает, что после ухода оккупантов моджахеды не имеют законного права на ведение вооруженной борьбы, - лжецы. Напротив, сейчас - время боевых действий против агентов оккупантов", - сказано в обращении ИГИ, размещенном в Интернете. Практически повторение прокламаций начала нулевых. С тем отличием, что под «оккупантами» теперь подразумеваются не американцы, а иранцы. Стоит заметить, что в тексте нет никаких уничижительных высказываний в адрес США.
Начиная с 2010 года «Исламский Ирак» оценивался экспертами как рядовая сепаратистская группировка. В этом была доля истины, но и была часть замысла исламистов. Они выжидали время, чтобы в нужный момент заявить о себе. Это время наступило, когда «арабская весна» добралась до Иран. Известно, что лучше всего ловить рыбу в мутной воде. Лишь бы
была. Все равно, что это будет: выгода от свержения Ахмадинежада, суннитско-шиитского противостояния в Ираке или кампании с дискредитации иракских курдов. Очевидно, что курда Талабани ставили президентом Ирака вовсе не из желания помочь курдам...