Ближний Восток затаился в ожидании великих потрясений. Одна из движущих сил этого региона - миллионный курдский народ. От настроений проживающих здесь курдов во многом зависит судьба не только Азии, но и Европы. Корреспондент GTimes узнал, как сейчас живут курдские диаспоры в разных точках мира.Ему в этом помог востоковед Анжелика Победоносцева.
- Каковы отношения между курдами-мусульманами и курдами-езидами сегодня? Есть ли отличия между постсоветским пространством и тем же Иракским Курдистаном?
- Курдистан называют «заповедником религий». Как из-за пестрой картины вероисповеданий самих курдов (мусульмане-сунниты, мусульмане-шииты, али-илляхи, езиды и так далее), так и из-за многоконфессионального разнообразия других народов, живущих с ними по соседству. В России еще с XIX века проживают курды-мусульмане и курды-езиды, отношения между которыми в большинстве случаев диктовались религиозными различиями при использовании одного языка и схожих культурных традиций. К тому же периодически случается путаница между курдами, то есть курдами-мусульманами, и езидами - курдами-езидами. Они - единый народ, но с разным вероисповеданием. Многовековые преследования и дискриминация езидов со стороны их собратьев, курдов-мусульман, а также такая особенность езидизма, как эндогамия, способствовали изоляции курдов-езидов. Несмотря на единство языка с большей частью курдов, у некоторых езидов сформировалось отличное от остальной части курдов самосознание. А именно - утверждение, что они не являются езидами по национальности. Единой точки зрения нет и по сей день, вопрос взаимоотношений не решен. На данный момент основная проблема курдов России в том, что нет единства. Это касается как курдов-езидов, так и курдов-мусульман, которые и одно целое, и в тоже время разные. А если сравнивать с другими регионами проживания курдов, например, Ираком, то курды России отличаются от курдов Ирака, так как жили в принципиально разных культурах. Потому и понимание патриотизма тоже разное.
- Какова реакция постсоветских курдов на погромы в иракском Дахуке? Как они считают, кто реально стоит за ними?
- Погромы были не только в Дахуке, но и в Захо. В любом случае люди здравомыслящие будут против любого проявления религиозной розни. Поэтому в случае с Дахуком произошла достаточно логичная реакция проживающих в России курдов. Свое недовольство на заявление имама о борьбе со злом в виде магазинов, продающих алкоголь, салонов красоты и гостиниц, вылившееся в погромы и поджог христианской церкви, проявили не только российские курды-езиды, но и курды-мусульмане. Многие российские курды-езиды и курды-мусульмане обвинили в организации этих погромов членов партии Исламского Союза Курдистана. Прозвучали обвинения в адрес руководства Курдистана и лично самого Масуда Барзани. В общей сложности, от действий группы в 500 человек пострадало 4 отеля, 10 баров, принадлежащих в основном христианской и езидской общинам. 20 человек арестовано. Фактически была признана слабость Барзани в решении подобных моментов. Это были не столько погромы собственности езидов и христиан, сколько покушение на конституционный строй Курдистана и на легитимность властей. От политической линии Барзани ожидалось большее.
- Каково отношение постсоветских курдов к Рабочей партии Курдистана? Что сейчас думают курды о заключении Абдуллы Оджалана?
- Можно сказать, что постсоветские курды признают РПК в Курдистане, но не признают в России. Так считают некоторые мои знакомые курды. В отличие от России, где деятельность партии не считается террористической, в Казахстане в 2004 году из-за давления Турции и Грузии Рабочая партия Курдистана оказалась вне закона. Что особенно интересно - благодаря местным курдам. Деятельность РПК в Армении также малоактивна. На Украине и в России РПК в силах организовать как митинги, в том числе и в поддержку лидера Абдуллы Оджалана, так и различные общественные организации. Несмотря на наличие курдских общественных организаций, создаваемых РПК, взаимоотношения этой партии с постсоветскими курдами весьма неоднозначные. В основном из-за политической направленности деятельности этих мероприятий и привлечения к ней местной курдской молодежи. Так или иначе, Оджалан для многих как был героем, так им и остается.
- Есть мнение, что постсоветские езиды - «пятая колонна» Вашингтона на Ближнем Востоке. Каково Ваше мнение?
- По сравнению с курдами, проживающими на Ближнем Востоке, курды постсоветского пространства, как в России, так и в СНГ, вряд ли могут заинтересовать США. Хотя бы по причине своей небольшой активности. В результате сталинских депортаций, в 30-40-х годах XX века курды были переселены с привычных мест проживания в совершенно иную среду. Там, в окружении титульных наций союзных республик и под давлением специальных инспекций и отрядов МВД, они были подвержены ассимиляции и политически дезориентированы. Выдворение с обжитых мест рушило вековой уклад общественной и хозяйственной жизни курдов. В частности, в Казахстане курды были сильно ассимилированы. Они почти растворились в смешанных браках с представителями других национальностей, в том числе депортированными. В том же Казахстане при содействии курдских и чеченских духовных лидеров смешанные курдско-чеченские браки уже не редкость. В Киргизии роль местных курдов крайне малозначима, грубо говоря. В Грузии и в Армении ситуация несколько проще в силу компактного проживания, а также из-за преобладания езидского контингента, в котором имеется влияние каст духовенства (шейхи, пиры) на касту мирян (мюриды). Религия позволяет в какой-то степени смягчить ассимиляционный процесс, который в Закавказье тоже присутствует, пусть и в меньшей степени. В силу вышесказанного, говорить о планах США по отношению к курдам постсоветского пространства вряд ли имеет смысл. Ситуация в Ираке тоже неоднозначна. То ли США выгодно иметь партнера, которым согласны быть курды в окружении враждебно настроенных к ним наций и стран Ближнего Востока, то ли Вашингтону нужна резервация, то ли финансовая составляющая, а может, даже три в одном. По мнению некоторых российских курдов, политика властей Курдистана не соответствует духу патриотизма и рационализма. Они объясняют свое недоверие Барзани так: за 8 лет не был решен вопрос не только с Киркуком, но еще и с Ханакином и Мосулом, на которые давно претендуют курды. И это при учете раздробленности и разобщенности арабского населения Ирака.