В ладу с собой

Разгон оппозиции со скидкой

Разгон оппозиции со скидкой. 25976.jpeg

Тбилисский городской суд частично удовлетворил иск семи журналистов, пострадавших во время разгона оппозиционного митинга на проспекте Руставели 26 мая. С одной стороны, тот факт, что ведомство Вано Мерабишвили признали ответственным за избиение представителей СМИ и порчу их имущества, можно считать маленькой победой в деле защиты свободы слова. Однако ничтожность присужденной компенсации, больше похожей на издевку, говорит, скорее, о показной акции для Запада, пристально наблюдающего за событиями в Грузии.

Всесильное ведомство Вано Мерабишвили оказалось не настолько страшным, как его малюют. Судья Теа Тадашвили поставила точку в разбирательстве вокруг избиения журналистов представителями грузинского МВД во время разгона демонстрации оппозиционного движения "Народное собрание". Тогда пострадали многие сотрудники масс-медиа: по данным организации "Репортеры без границ", не менее 12 человек. Некоторые были ранены резиновыми пулями и сильно избиты, кто-то отравился слезоточивым газом. У многих отобрали или повредили профессиональную аппаратуру. Несмотря на то что после жестокого подавления акции протеста около полутора десятков полицейских были наказаны за превышение должностных полномочий, представители шести средств массовой информации - "Нетгазеты", "Гурия ньюс", "Батумелеби", "Чохатаурис мацне", "Ахали амбеби" и "Радиоцентр" - этим не удовлетворились и решили идти до конца, подав в июле иск против МВД с требованием возместить физический и материальный ущерб.

Читайте также: "100 грузин" в центре скандала

И не зря, как выяснилось. Судья Тадашвили постановила частично удовлетворить требования семерых корреспондентов. Общая сумма, которую должно им выплатить МВД за побои и разбитую технику, составит 6500 лари. Это действительно победа СМИ над могущественным ведомством в борьбе за формирование в закавказской республике независимого информационного поля.

"Им присудили выплатить не такую уж большую сумму денег, но само по себе решение суда имеет очень большое значение. Это признание того, что журналист своей работой помогает обществу воспользоваться правом на свободу слова. А также того, что никто не имеет права препятствовать его работе", - прокомментировала решение судьи Тадашвили адвокат Натиа Капанадзе из Ассоциации молодых юристов Грузии, которая взялась представлять интересы заявителей.

Читайте также: GTimes: 26 млн евро по грузинскому курсу

По крайней мере так кажется на первый взгляд. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Если рассмотреть вердикт Тбилисского суда подробнее, то победа покажется не такой уж и очевидной. Во-первых, далеко не все истцы были признаны пострадавшими. Лишь трое журналистов смогут претендовать на компенсации от министерства Вано Мерабишвили. Жалобы остальных признаны необоснованными. Да и эти "счастливчики" тоже вряд ли остались довольны. Журналистке "Гурия ньюс" Нато Гогелии, которая ради исполнения своих профессиональных обязанностей 26 мая оставила дома грудного младенца, присудили всего 17,5 лари за побои, а компенсировать стоимость отобранного мобильного телефона отказались. Однако кто-то и этого не получил. Репортеру интернет-издания Netgazeti Константину Сталинскому, в которого угодило несколько резиновых пуль, придется довольствоваться совсем смехотворной суммой - 12 лари. Правда, он не в обиде, для него главное, что справедливость восторжествовала. С мнением Константина трудно не согласиться: в государстве Михаила Саакашвили такое происходит не часто.

Фактически не обратив внимания на увечья представителей СМИ, суд более внимательно отнесся к возмещению материального ущерба. К примеру, будет выплачена компенсация за разбитую камеру в размере 1922 лари. На это уйдет львиная часть суммы, взысканной с МВД. Но опять же далеко не все претензии признаны оправданными. На какие-либо выплаты могут рассчитывать только четыре средства массовой информации.

Читайте также: Президент Саакашвили, не убивайте прессу!

Неготовность властей признавать всю полноту ответственности за произвол находящихся на их службе людей и мизерность компенсаций за насилие над представителями СМИ заставляют предположить,что вердикт, который вынесла судья Тадашвили, стал для Тбилиси вынужденной мерой. И вызвана она далеко не заботой о правосудии, а вниманием к происходящим в общественно-политической жизни Грузии событиям со стороны Запада. После оглушительного резонанса в мире, который получил разгон митинга на проспекте Руставели, грузинским властям ничего не осталось, кроме как создать видимость справедливого разбирательства. Но даже и здесь, как показывает решение городского суда Тбилиси, они не готовы пойти дольше полумер. И потому вполне понятна решимость Нато Гогелии добиваться справедливости в высшей инстанции. А если и там она не найдет управы на ведомство Мерабишвили, то вполне может дойти до Европейского суда по правам человека. И в этом случае десятком лари властям уже не отделаться. Там будет идти речь о десятках тысячах евро.