Турция и Франция находятся на грани разрыва дипломатических отношений из-за вопроса о геноциде армян в Османской империи. В Адыгее идет бумажная война между местным Минюстом и движением "Черкесский конгресс", который борется за признание геноцида черкесов. На другом краю планеты сенат Мексики подписал документ, согласно которому события в азербайджанском селе Ходжалы теперь считаются геноцидом. GTimes нарисовала карту этнических войн вместе с Яной Амелиной, начальником секции кавказских исследований Российского института стратегических исследований.
Кавказ воевал всегда. Последняя большая война была в 2008 году - она развернулась на территории Южной Осетии. Относительно мирно здесь было только во времена безраздельного властвования внешних сил - Российской Империи и Турции, и в более ранние времена. Сейчас государства региона живут каждый со своим уставом. Сложившимся статус-кво довольны только те, кто победил в последних войнах - Абхазия, Армения, Южная Осетия и Нагорный Карабах. Грузия и Азербайджан жаждут мести. А значит, в теории, межэтнические войны могут повториться. Мы обозначили на карте региона точки, где происходили события, которые принято называть словом "геноцид".
Во времена больших империй и войны были большими, а их последствия - катастрофическими. События начала прошлого века практически стерли с лица Земли Западную Армению. Уничтожение местного населения продолжалось не только в течение 1915 года. Армяне, бежавшие к кавказским берегам на обычных лодках, приплывали сюда начиная с последнего десятилетия XIX века.
На самом кавказском побережье Русско-Кавказская(или в других интерпретациях Русско-Турецкая) война очистила от населения громадные пространства. Победа Российской Империи "ополовинила" население Абхазии, погибли почти все жители северо-восточного берега Черного моря. Можно сказать, что в то время, когда черкесы плыли в Турцию, армяне плыли на Кавказ, спасаясь от турецких янычаров.
Османская империя прекратила свое существование в начале XX века, а Советский Союз - в конце. Во время беспрецедентных по своей жестокости кавказских войн 90-х годов кавказцы уничтожали уже друг друга. Вот места самых жестоких трагедий: Южная Осетия с ее двумя войнами, Грузино-абхазская война, Нагорный Карабах и отдельно - трагедия в Ходжалы, азербайджанском селе, на которое напали и уничтожили армянские боевики.
Сегодня эти жуткие трагедии повсеместно используются политиками в своих целях. Признание всевозможных геноцидов стало своего рода игрой - у кого больше. Вчера Мексика признала события в Ходжалы геноцидом. В копилке Азербайджана теперь еще одна страна, еще одно ощущение маленькой победы. Армения добилась куда большего успеха - во Франции за отрицание факта геноцида теперь будут сажать в тюрьму. В чем смысл таких побед? Только в том, чтобы больно укусить оппонента. Никаких существенных, принципиальных результатов это дать не может.
А тем временем причины, которые вызывали страшные человеческие трагедии, не преодолены, и все может повториться. Об этом мы побеседовали с кавказским исследователем Яной Амелиной.
- Сейчас очень многие борются за признание всевозможных геноцидов. Чем руководствуются в своих стремлениях эти люди, организации, целые страны?
- На уровне общественных организаций и активистов действительно много тех, кто ищет справедливости в том виде, в котором они ее понимают. Но большая часть, особенно если речь идет о государствах, решают именно политические задачи. Причем одно дело, если эти интересы формулировались бы этническим сообществом. Но часто они формулируются внешними игроками.
- Представим себе, в теории, что все потенциальные геноциды на Кавказе будут признаны. Что это даст страждущим? Не превратился ли этот вопрос в элемент пропаганды, не станет ли оружием в информационных войнах?
- Давайте прежде представим, что власть на Земле захватили марсиане. Не вижу смысла обсуждать то, чего не может быть никогда.
- В последний раз процессы, которые интерпретируются заинтересованными сторонами как геноцид или этнические чистки, происходили в регионе совсем недавно - около 20 лет назад, в разных точках. Существует ли в сегодняшних реалиях опасность повторения подобных событий?
- Не факт, что нынешние границы просуществуют сколько-нибудь исторически длительное время. А войны и сопутствующие им массовые переселения сопровождают человечество на протяжении всей его истории.
- Сегодняшние границы более или менее отражают этническую картину региона. Являются ли они некой гарантией стабильности? Южный Кавказ сильно поменял свое лицо. Космополитичность региона повлекла за собой войны. Сегодняшняя во многом моноэтническая структура может уберечь его от новых агрессий?
- Что касается Абхазии и Южной Осетии, а именно - массового исхода из этих республик беженцев грузинской национальности, то нельзя это назвать геноцидом или этническими чистками. Эти, безусловно, печальные события - естественные последствия кровавых конфликтов, развязанных грузинским руководством, и винить в таком исходе грузины могут только себя. Попытка полного истребления (как минимум вытеснения за Рокский тоннель) жителей Южной Осетии, предпринятая Тбилиси в августе 2008 года, логично привела к зачистке грузинского анклава на Траскаме и нескольких других грузинских селах РЮО, жители которых были известны зверствами в отношении мирных граждан. Причем тут "геноцид" или "этнические чистки"? На данный момент Абхазия и Южная Осетия избавлены от нелояльного населения иной этнической принадлежности (лояльные грузины - ну или мегрелы - проживают себе в Гальском и Ленингорском районах соответственно).
Что касается Грузии и Азербайджана, то это конгломераты различных народов, некоторые из которых претендуют на собственную государственность, на статус независимого государства. Нагорный Карабах эту государственность уже завоевал и отстроил (непризнанность республики дела не меняет). Так что нынешняя псевдостабильность - явно ненадолго.
Одним словом, прогноз Яны Амелиной весьма пессимистичен. Южный Кавказ по-прежнему находится в жестком напряжении. Желание устроить передел территорий, организовав массовые переселения людей, есть. А значит, и новые трагедии, к сожалению, исключать нельзя.