Среди российских экономистов нет людей, оставшихся равнодушными к соглашению о вступлении России в ВТО. Половина экспертов категорически против, половина всеми руками за. Переговорщики обещают только положительные эффекты и утверждают, что не зря торговались с ВТО 18 лет - добились выгодных условий. Но если судить по действиям грузинского президента Михаила Саакашвили, которого вечно используют во вред Москве, то ничего хорошего от согласия Грузии на вступление России в ВТО ждать не стоит.
У российских либералов праздник. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина и генеральный директор ВТО Паскаль Лами подписали протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации. По такому случаю даже ушедший было в оппозицию экс-министр финансов Алексей Кудрин приехал в Женеву поаплодировать подписантам. Радовался глава госкорпорации РОСНАНО Анатолий Чубайс, предрекающий скорое сближение с ЕС в экономической сфере. Александр Шохин, глава Российского союза промышленников и предпринимателей, уверял, что "мы вступили в ВТО на беспрецедентно благоприятных условиях".
Даже секретарь Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана Сергей Глазьев, ранее с опаской относившийся к поспешному присоединению к торговой организации, после подписания протокола оптимистично заявил, что Россия выторговала себе в два раза более выгодные условия, чем Украина три года назад. "Сумели отстоять свои национальные интересы лучше", - отметил он.
А сумели ли? Почему-то оппозиционные партии "Справедливая Россия" и КПРФ собираются не на жизнь, а насмерть стоять против ратификации Госдумой подписанного Набиуллиной протокола.
Кризис, в котором пребывает еврозона, вскоре будет грозить и России, так как защитные меры в виде повышенных ставок на импорт придется отменить. Для отечественного производителя наплыв зарубежных товаров означает банкротство и ликвидацию. Глава ассоциации "Росагромаш" Константин Бабкин называет вступление в ВТО "абсолютным злом", которое приведет к ежегодным потерям в полтора триллиона рублей.
Весьма критично оценивают достигнутые соглашения многие экономисты. Андрей Кобяков развенчивает мечты об инвестициях, которые сулили переговорщики: "Если мы вступим в ВТО, то инвестиции станут бессмысленными: зачем строить заводы, если можно просто поставлять готовые товары?". Евгений Корчевой, противореча Глазьеву, утверждает, что Россия вступила в ВТО на гораздо менее выгодных условиях, чем Украина, - например, в части зерновых квот. Еще один эксперт Андрей Паршев уверен, что при засилье импорта отечественное производство сойдет на нет, и вскоре россиянам станет нечего продавать, а значит, даже самые дешевые товары станут им не по карману. Как украинцам, киргизам и грузинам, которые явно проиграли от вступления в ВТО. Они уже потеряли продовольственную независимость, а население настолько обнищало, что находится на грани голода. С Россией, однако, все не так однозначно. Продавать нам будет что, по крайней мере, еще лет 50 - нефть, газ, лес, металл, кожу - одним словом, сырье. Вот только экономика от этого богаче не станет, так как покупать придется уже готовые продукты с возросшей себестоимостью.
На все эти доводы от руководителя делегации России на переговорах с ВТО Максима Медведкова россияне слышали массу успокаивающих обещаний. Что внутренние цены на газ не поднимутся до мирового уровня, поскольку Москва таких обязательств на себя не брала. Что импортные пошлины все же будут выше, чем у США и ЕС. Что перед тем, как Россию завалят иномарками и ГМО-сельхозпродукцией, пройдет семилетний переходный период, и российские автопром с агропромом успеют модернизироваться и стать конкурентоспособными. Правительство даже увеличит на первых порах господдержку села. А уж металлурги от вступления России в ВТО точно выиграют, так как смогут оспорить демпинговые цены на иностранных рынках. Стране это принесет до двух миллиардов долларов в год и окупит потери в других секторах экономики.
Кому же верить? Производителям, которые могут просто бояться конкуренции, экспертам, прогнозирующим полное падение экономики, или властям, которые, не моргнув глазом, обещают все сестрам по серьгам - потребителям низкие цены и качественные товары, а промышленникам и аграриям - приток инвестиций и новых технологий? Судить сложно. Ведь содержание переговоров с ВТО остается тайной, и даже после подписания протокола о присоединении России ни на одном языке мира текст соглашений не опубликован.
Есть только народные приметы, по которым можно оценить факт присоединения России к ВТО. Вот, например, светится от счастья Анатолий Чубайс - это не к добру. Точно так же настораживает россиян и податливость грузинского президента Михаила Саакашвили. Долгое время он был категорически против вступления России в ВТО и требовал именовать российско-абхазскую и российско-югоосетинскую границы российско-грузинскими. А потом вдруг согласился на компромисс о том, что на упомянутых рубежах, вне зависимости от их названия, будут стоять наблюдатели от международных коммерческих компаний. Лишь бы втащить Россию в ВТО, где и самой Грузии несладко. Причем, втащить без всяких преференций для Тбилиси. Ведь даже пресловутые вина, боржоми и мандарины Москва после присоединения к торговой организации автоматически пускать не обязана, так как запретила их по причине недоброкачественности.
Хотя, если в приметы не веришь, они, конечно, не работают. Да и Россия с Таможенным союзом - это сильный игрок, не в пример той же Грузии.