В ладу с собой

Грузия в овечьей шкуре

Грузия в овечьей шкуре. 25451.jpeg

Некоторые грузинские политики все ещё пытаются делать вид, будто утерянные навсегда Абхазия и Южная Осетия могут вернуться под суверенитет Тбилиси. Различные предложения по "реинтеграции" двух республик появляются день ото дня. Но руководству Грузии следовало бы понять, что диктовать свои условия Цхинвалу и Сухуму больше не получится. И вместо напрасной болтовни надо сосредоточиться на куда более важных для собственной страны делах.

Не так давно вице-спикер грузинского парламента Паата Давитая совершил неожиданный выпад в сторону Южной Осетии. "Если они вообще желают, чтобы их голос был услышан в будущем кем-либо, единственным выходом является сожительство с Грузией. Обращаюсь к ним просьбой и призываю прийти в себя и ради будущего развития принять решение о возвращении в состав Грузии. Уверен, что все грузины будут готовы обнять их и дать им максимальные права", - сказал он.

Как всё просто. Никаких извинений за многолетнюю блокаду, никакого покаяния за кровавую пятидневную войну. В Тбилиси не приемлют даже мысли о признании ответственности за события августа 2008 года и готовы разговаривать с Цхинвалом только с позиции силы, которая сдабривается налетом снисхождения. Мол, нагулялись, ребята, поиграли в независимость, и хватит - возвращайтесь "домой", а мы уж постараемся забыть про вашу строптивость. Так давайте на миг представим, что может ждать южных осетин в случае, если они вдруг решат отказаться от завоеванного с таким трудом суверенитета.

Естественно, начнется массовое изгнание коренного населения. Впрочем, многие предпочтут покинуть республику по собственной воле. Нельзя ожидать от официального Тбилиси амнистии для воевавших против Грузии жителей республики. А практически каждый взрослый мужчина хотя бы раз да брал в руки автомат и принимал участие в перестрелках с грузинскими солдатами. Угроза тюрьмы и опасения за себя и своих болизких заставит их уехать. Таким образом, осетинское население гипотетической Южноосетинской автономной области сократится в десятки раз. Да и название свое республика потеряет - станет каким-нибудь "Цхинвальским регионом", "Самачабло" или "Шида Картли". Конечно же, с максимальным ограничением прав на самоуправление. Во главе будет посажен тот же Дмитрий Санакоев, или его политический клон. В администрацию сгонят несколько осетин, польстившихся на посулы Тбилиси. Остальные места, без сомнения, займут представители грузинской национальности, что приведет весь регион к абсолютной и беспрекословной управляемости.

Дальнейшее предсказать несложно: потихоньку экс-независимое государство начнет превращаться в отсталый придаток остальной Грузии. Ведь у Тбилиси даже сейчас не хватает денег для развития имеющихся земель, что уж говорить о Южной Осетии. Пострадавшая в результате многолетнего конфликта инфраструктура республики будет окончательно заброшена, а имеющиеся ресурсы - вывезены. О восстановлении жилья и упоминать не хочется. Скорее всего, жители Цхинвала повторят горькую судьбу грузинских беженцев, которым вручили ключи от наспех построенных домов с протекающими крышами.

Возвращение в Грузию гибельно скажется не только на экономике Южной Осетии. Жестокий удар ожидает местное образование и культуру. Можно будет забыть о выпуске газет, телепередач и кино на осетинском языке, его перестанут преподавать в школах и вузах. Вполне вероятно, что повторится история середины прошлого века, когда многих выходцев из региона заставляли менять свои фамилии на грузинские аналоги. Осетины, пожалуй, подвергнутся ещё большим притеснениям, нежели другие национальные меньшинства - армяне, азербайджанцы и т. д. В Тбилиси сейчас заседают чрезвычайно злопамятные властители, и они попытаются отомстить народу, который столько лет вел против них неравную борьбу.

В Цхинвале прекрасно понимают, что "объятия" станут для республики удушающими. "Реинтеграция" в состав бывшей метрополии, в конце концов, оторвет РЮО от России - чего ни один осетин и представить себе не может. Даже сейчас, в условиях независимого государства, многие местные жители искренне считают себя россиянами, ичтят дружбу с Москвой, которая длится уже более двухсот лет - со времен первого осетинского посольства в Петербург. Так что грузинские стратеги вольны ещё долго грезить о флаге с пятью красными крестами над столицей Южной Осетии, но в реальность их мечты не воплотятся никогда.