Несмотря на то что Соединенные Штаты Америки уже завершили свои переговоры с Россией о вступлении последней в ВТО, Европейский союз долго оставался камнем преткновения. Да, именно континентальное объединение, а не Грузия, кричащая на всех углах, что именно в ее руках находится торговая судьба Москвы, стояло на пути российских властей. Причина проста - пошлины на круглый лес и транссибирские перелеты не давали покоя европейцам. Но в связи с последними переговорами между ЕС и Кремлем все препоны были также сняты.
Чикагская конвенция о международной гражданской авиации не нравится Москве, поскольку до 2013 года решить вопрос с платежами не представляется возможным - слишком сложна схема. Ведь компенсационные выплаты в адрес России каждый год осуществляют примерно двадцать иностранных авиакомпаний, которые возмещают стране упущенную коммерческую выгоду от беспосадочных полетов из Европы в страны Юго-Восточной Азии. Это, по разным данным, около 420 миллионов долларов. Отмена сборов лишит российский бюджет дополнительной статьи доходов.
Читайте также: Грузия штурмует границы ВТО
По остальным вопросам Брюссель был очень лоялен. Он сумел договориться с Российской Федерацией о новом режиме промышленной сборки на производствах, распространив это положение на крупных производителей автомобилей. Правда, исключительно на переходный период, пока проходит интеграция в ВТО. Затем все достигнутые договоренности перестанут действовать, чтобы избежать выплаты компенсаций Евросоюзу вследствие утечки кадров в Россию. Взамен Москва снизит пошлины на экспортируемые автомобили и запчасти иностранных производителей, и заморские машинки станут более доступными. Что в этом случае ждет отечественный автопром и другие отрасли промышленности, если следовать подобному сценарию, - представить нетрудно.
Таким образом, становится очевидно, что затягивание России в капкан Всемирной торговой организации может длиться практически бесконечно, пока обе стороны не устанут выдумывать новые причины и правила для того, чтобы общие законы международного торгового сообщества действовали на российской территории. Где же находится место Грузии, спросите вы. Как ни удивительно, но роль Тбилиси в переговорах по ВТО высока, однако исполнять он ее будет по тому сценарию, который разыграет Кремль. Поскольку торговая сторона прений уже давно разрешена, на сцену выплывают дипломатия и геополитика, то есть "территориальная целостность" Сакартвело.
Читайте по теме: Клинтон дала Саакашвили команду "Фу!"
Тбилиси требует установить контроль над перемещением товаров на границе России с Южной Осетией и Абхазией, поскольку до сих пор считает их своими анклавами. Но Москва, признавшая в 2008 году суверенитет двух республик, не может позволить отслеживать свой торговый оборот с независимыми государствами. И в этом случае переговоры неизменно заходят в тупик, поскольку по форме правы обе стороны, а вот по содержанию однозначной позиции нет даже у мирового сообщества, которое подрядило Швейцарию стать посредником между Кремлем и Сакартвело.
Какого же компромисса можно достичь при условии, что Россия действительно захочет вступить в ВТО по собственному желанию, а не в качестве фактора перезагрузки между ней и Соединенными Штатами? Если Москва и Тбилиси так и не смогут договориться, а терпение заинтересованных в присоединении РФ ключевых государств лопнет, то будет задействована процедура голосования. И в этом случае дипломатическое поражение Грузии неизбежно, потому что тогда вступление ее северного соседа в торговую организацию произойдет в обход нее. И часть международного сообщество де-факто признает новые границы на Кавказе, проведенные в августе 2008 года.
Ранее мы писали: ВТО - маленькое помешательство Грузии
Республиканцы, предвосхищая все эти события, уже накатали госсекретарю Хиллари Клинтон и торговому представителю США Рону Керку пространное письмо, в котором призывают администрацию в полной мере учитывать интересы Грузии, прежде чем давать свое согласие на вступление России в ВТО. Однако учитывая, что сейчас в Белом доме заседает демократ, который не собирается уступать свои позиции на предстоящих президентских выборах в 2012 году, сомнительно, что Барак Обама прислушается к своим соперникам.