Позорное поражение грузинской армии в войне 2008 года, когда Михаил Саакашвили принял решение начать операцию "Чистое поле", уже стало притчей во языцех. Поедание галстука, катание по земле в поисках укрытия от якобы российских бомбардировщиков - все это ничуть не прибавило Грузии политического веса на международной площадке. Но официальный Тбилиси уже нашел виноватого во всех своих провалах - разумеется, это Россия. При этом беда у всех грузинских представителей власти одна - неправильная интерпретация чужих речей.
Так, в августе 2008 года между Михаилом Саакашвили и тогдашним госсекретарем США Кондолизой Райс произошел любопытный диалог. Михаил Николозович нажаловался американской администрации на неповиновение своих анклавов и посетовал, что всплеск "сепаратизма" ставит его перед нелегким выбором: вводить войска в Южную Осетию или нет. Видимо, Белый дом был сыт по горло истериками грузинского вассала, потому отмахнулся от него ничего не значащей фразой "Делайте, что хотите". С этого момента дипломатия Соединенных Штатов Америки на Кавказе рухнула как карточный домик, а лидер Сакартвело превратился в нерукопожатого политика.
Читайте также: НАТО перетягивает Тбилиси
Мишико наивно предполагал, что такой ответ - прямой призыв к действию, однако ни он, ни Америка не ожидали, что Россия так быстро сориентируется и перебросит огромное количество войск в один момент к границам Южной Осетии. Боевой дух грузин, которые и так не совсем понимали, за чью идею им приходится стрелять в своих соседей и бывших собратьев по Советскому Союзу, находился в серьезном упадке. Неудивительно, что российской армии удалось так быстро оттеснить интервентов обратно к Тбилиси.
Но урок, который Россия преподала человеку, возомнившему себя пупом Кавказа, видимо, прошел даром. Когда первая волна западного возмущения действиями Москвы улеглась, а доклад Хайди Тальявини увидел свет, Грузия пошла по другому пути. Она принялась анализировать, какие именно действия привели к тому, что сегодня Тбилиси не имеет реальных шансов на вступление в Европейский союз и присоединение к Североатлантическому альянсу. Недавно постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин рассказал журналистам о результатах своей работы. Но грузинские СМИ четко бдят все, что российские дипломаты говорят другим "акулам пера", чтобы потом переварить это в своем национальном котле и выплюнуть на потеху публике животрепещущие заголовки. Например, "Рогозин объяснил суть российской агрессии".
Читайте по теме: Грузия ПРОтив Турции
"Чего нам удалось добиться? Нам удалось добиться, что Украина - не член НАТО, нам удалось добиться, что Грузия - не член НАТО, нам удалось добиться, что мы не прогнулись на переговорах по ПРО, и тупик вызван именно нашим нежеланием идти на компромиссы, которые могут идти в ущерб нашей безопасности. Их потрясла скорость и решительность принятия решения о введении значительных вооруженных сил в бой. То есть российское политическое руководство (а это надо понимать, и в этом просчет грузинского руководства) ввело войска, несмотря на то, что на стороне Грузии могло выступить НАТО. То есть мы настолько приняли жесткое решение, шли на конфликт, знали, что правда на нашей стороне, и это потрясло. Это очень многих ошеломило", - так прокомментировал Рогозин политику России на постсоветском пространстве.
Очевидно, что Москве очень нелегко далось решение об операции по принуждению Грузии к миру, но, как показало время, овчинка стоила выделки. При этом вина за утерянные шансы Тбилиси присоединиться к военному блоку и распахнуть двери для американского контингента лежит исключительно на Михаиле Саакашвили. Кремлю действительно невыгодна консолидация постсоветского пространства под контролем Брюсселя, но если бы не бойня, затеянная Мишико в Южной Осетии, то можно с уверенностью сказать, что в долгосрочной перспективе Сакартвело и Украина смогли бы стать частью континентального объединения. Но нерешенные территориальные вопросы вызывают сомнения в возможностях Киева и Тбилиси урегулировать внутренние конфликты.
Ранее мы писали: Хозяева вспомнили о Саакашвили
С другой стороны, мировой финансовый кризис, поставивший под сомнение целесообразность еврозоны, без вольного или невольного участия России мог бы перечеркнуть мечты Грузии. Но сейчас грузинским политикам сложившаяся ситуация очень удобна - они получили от войны в Южной Осетии свою выгоду. Ведь теперь им можно до скончания веков заниматься интерпретациями на тему, как Россия перекрывает скромной и крошечной Грузии политический кислород.