Проводя на словах либеральную экономическую политику, грузинские власти на деле поддерживают только афиллированный с бюрократией бизнес. Зато либеральными лозунгами очень удобно оправдывать окончательное разрушение еще сохранившейся с советских времен социальной инфраструктуры. До 2008 года в своей антинародной политике грузинская элита пыталась поддерживать хоть какую-то видимость приличия, но после провала преступной военной авантюры Саакашвили, проводимые его правительством социальные преобразования все больше стали напоминать социальный фашизм.
Деградация общественных и социальных институтов в руководимой Саакашвили республике идет по всем направлениям. Схлопывание и без того небольшого частного сектора, произошедшее после августовской войны, привело к беспрецедентному росту безработицы, уровень которой варьируется от официальных 16,5 процентов в городах, до ужасающих 50 процентов на селе. Если учесть, что в сельской местности до сих пор проживает половина населения страны, ситуацию на рынке труда иначе как катастрофической не назовешь. По данным последнего доклада Еврокомиссии, в закавказской республике за последние три года невероятно выросла занятость в "неформальном секторе", попросту говоря - криминальной сфере. Другого выбора родное государство грузинам не оставляет.
И это при том, что немногие выжившие в социально-экономических экспериментах Мишико производственные компании испытывают огромный дефицит трудовых ресурсов. Как же так? А все дело в том, что бездарная, если не сказать преступная, образовательная реформа фактически лишила рынок труда притока новых квалифицированных кадров. По сравнению с началом 2000-х к 2009 году вдвое сократилось число молодежи с полным средним образованием, не говоря уже о профессиональном. Особенно острой является нехватка технических специалистов, которые в первую очередь обеспечивают рост реальной экономики. Не удивительно, что и без того небогатую республику в последние годы захлестнуло волной нищеты.
Если в 2007 году уровень бедности колебался в районе 42-45 процентов населения, то в этом он достиг уже двух третей от всех жителей страны! Причем 15 процентов граждан республики относятся к группе абсолютной бедности, то есть живут менее чем на 2,5 доллара в день. Отдельную категорию грузинской бедноты составляют пенсионеры. По данным Еврокомиссии, возраст 18 процентов населения Сакартвело превышает 60 лет. Средний размер пенсии в Грузии составляет 70-80 лари, притом, что прожиточный минимум только по официальным данным достигает 150, а по оценкам независимых экспертов он составляет от 180 до 280 лари. И это разрыв продолжает увеличиваться. Ежегодно правительство индексирует пенсии на восемь-десять процентов, в то время как инфляция в наиболее востребованном бедняками секторе потребления - продовольственном - стабильно находится на уровне 25-30 процентов. Средств на пропитание не хватает большей части грузинского населения, но у пожилых людей проблема хронического недоедания усугубляется полной недоступностью медицинского обслуживания.
Еще два года назад в стране было фактически ликвидировано бесплатное здравоохранение. Государственный бюджет, ориентированный не на социально-экономическое развитие, а на превращение страны в милитаризованное полицейское государство - в 2007 году траты на оружие составили сорок процентов всех расходов - попросту не вынес такой непосильной нагрузки. В итоге медицинские учреждения за копейки переходят в частные руки. Новые владельцы, которые по идее должны модернизировать учреждения здравоохранения, перевести медицину в стране на новый технологический и организационный уровень сплошь и рядом оказываются обычными спекулянтами недвижимостью. Как следствие, стремительными темпами происходит сокращение медперсонала. Высокотехнологичная наукоемкая медицина перестала в Грузии существовать как факт. Профессионалы отрасли эмигрируют в Россию или на Запад или, что еще хуже, переходят в другие сферы и теряют квалификацию. Перед своим переизбранием Михаил Саакашвили провозгласил программу "100 новых больниц". О ней он и его подельники уже давно стараются не вспоминать, поскольку она бездарно провалена.
Как отмечено в докладе Еврокомиссии, вся социальная политика грузинского правительства направлена только на одно - предотвратить социальный шок, обусловленный крайней нищетой. О том, насколько она эффективна, свидетельствует прогноз, сделанный ООН - население Грузии сократится на миллион человек к 2050 году.
Неудивительно что в такой депрессивной ситуации страну захлестнула небывалая волна наркомании. В 2009 году закавказская республика возглавила список стран с наибольшим потреблением героина на душу населения. С одной стороны, на иглу рядовых грузин толкает абсолютная беспросветность существования, полное отсутствие перспектив в собственной стране. С другой, сама власть покровительствует наркомафии, в качестве дивидендов получая не только миллионы на поддержание преступного режима, но и снижение социальной напряженности в одурманенном ядом народе.
Но на одной наркоманизации населения, конечно, далеко не уедешь. Ведомство Вано Мерабишвили, и до августа 2008 года располагавшее внушительными полномочиями, после провала агрессии, стало поистине всемогущим. Как оно использует свой властный ресурс весь мир увидел 26 мая. В последние три года в Грузии фактически завершилось складывание полицейского государства. Впервые с обретения независимости в стране появились политзаключенные, количество которых неуклонно растет. И майские события свидетельствуют о том, что их скоро станет еще больше. В республике бесследно пропадают люди. Только в официальном списке МВД значится 907 фамилий. Сколько их всего, не знает никто.
Но не только подавлением политической оппозиции пробавляются подчиненные всемогущего Вано. Им приходится контролировать полумиллионную армию беженцев, возвращение которых домой после августа 2008 года стало невозможно. Особенно этот политически неблагонадежный контингент стал досаждать фашистскому режиму Саакашвили в столице. Поэтому Тбилиси охватила кампания выселения беженцев из обжитых мест. Точь-в-точь, как евреев сгоняли в нацистской Германии в концлагеря. В этой безрадостной ситуации остается только надеяться, что грузины не позволять тбилисскому варвару достичь размаха Гитлера.