Вообще говоря, все попытки грузинских властей доказать свои успехи на поприще развития национальной экономики легко перечеркиваются простой констатацией - ВВП на душу населения в стране, который, по данным Всемирного банка, составляет 2690 долларов. Ниже даже чем в соседней Армении, где он находится на уровне 3090 в американской валюте. Лишенная выхода к морю, окруженная со всех сторон государствами с недружественными режимами, Армения достигла в экономическом развитии большего, чем Грузия под руководством "самого большого друга бизнеса" Михаила Саакашвили.
Но ведь тот же Всемирный банк поставил-таки закавказскую республику на одно из первых мест в рейтинге наиболее благоприятных для открытия своего дела государств! За что же? Чтобы разобраться в этом недоразумении, корреспондент GeorgiaTimes обратился к статистическим данным по грузинской экономике самого Всемирного банка.
Во времена Советского Союза Грузинская ССР была одной из самых богатых, обеспечивала всю огромную страну вином, фруктами, чаем. После распада Союза независимая Грузия, как и все бывшие советские республики, пережила серьезный экономический спад, который затронул все отрасли народного хозяйства. Но даже на общем неблагоприятном фоне падение показателей сельхозпроизводства выглядит просто чудовищно. И наибольшее падение пришлось как раз на годы правления Михаила Саакашвили.
Читайте по теме: Саакашвили растерял последние проценты.
Согласно отчетам Всемирного банка, по сравнению с далеким от благополучия 2000 годом урожайность в стране к 2010 году сократилась более чем на треть, на треть понизились показатели животноводства и валового производства продуктов питания. Если в 2002 году в Грузии возделывались 355 тысяч гектаров земли, то в 2009-м - лишь 193 тысячи. А ведь на селе пока все еще проживает порядка 48 процентов населения, то есть практически половина...
Правительство Михаила Саакашвили поставило своих граждан в жесткую зависимость от импорта продовольствия. Показатели сельскохозяйственного производства неуклонно сокращались все годы его нахождения у власти, но самый резкий спад - более чем на 10 процентов - произошел после 2008 года. Почему, догадаться не трудно. Одновременно в разы сократился экспорт традиционных товаров грузинского агропрома после закрытия для сельхозпроизводителей российского рынка.
Но может быть, все не так плохо, и на смену сельскому хозяйству пришли другие отрасли? Поскольку прямых данных об индустриальном развитии страны Всемирный банк не приводит (что уже само по себе говорит о многом), о его динамике можно судить по косвенным признакам. Например, по производству энергии, главным потребителем которой как раз и выступает промышленность. За годы правления Михаил Саакашвили оно снизилось со 1328 тысяч тонн нефтяного эквивалента в 2003 году до 1077 тысяч тонн в 2009-м. Результат экономической политики, как говорится, налицо.
Читайте также: Грузстат кормит страну байками.
Но если агропромышленный комплекс деградирует, показатели индустриального развития демонстрируют отрицательные значения, чем же зарабатывают сограждане Мишико на хлеб насущный? Ответ прост - торговлей. По данным Всемирного банка, вклад торговых операций в грузинский ВВП достиг небывалых 80 процентов.
Но что же страна продает, если почти ничего не производит? Грузины зарабатывают на перепродаже всего, что можно перепродать. И прежде всего - подержанных авто. Правда, после введения в прошлом месяце новых пошлин на их ввоз в Казахстане (главном потребителе грузинского автохлама) следует ожидать ощутимой коррекции вниз как показателей ВПП, так и доходов граждан.
Только по официальным данным в стране 16,5 процента безработных. А независимые источники называют цифру в 27 процентов. Закрытие одного из важнейших источников заработка для десятков тысяч граждан закавказской республики еще больше усилит социальную напряженность. А у правительства, между тем, нет ресурсов, чтобы как-то смягчить этот удар. Все последние годы Тбилиси активно брал в долг у Запада, но теперь, в условиях хаоса на долговых рынках Европы и Америки, никто ему больше денег не даст. Тем более что и на обслуживание уже имеющейся задолженности, размер которой достиг 4,3 миллиарда долларов, у грузинского государства средств нет.
Читайте также: Тбилиси выезжает на автохламе.
Если до 2008 года ежегодные поступления в экономику страны за счет одних только переводов от работающих в России соотечественников составляли порядка 150-200 миллионов долларов, то после августовской войны этот источник валютных поступлений иссяк, а новых не появилось. И, как показывает ситуация с рынком подержанных авто и западными займами, вскоре исчезнут и оставшиеся.
О том, что грузины не верят в финансовые возможности своего правительства, свидетельствует динамика их банковских депозитов. Если в 2007 году грузины доверили кредитным организациям 540 миллионов долларов, то в следующем изъяли 490 миллионов, а в 2009-м - еще 790 миллионов. Хотя данных о минувшем годе Всемирный банк пока не предоставил, напрашивается очевидный вывод: население Сакартвело торопливо тратит накопления за долгое время, не веря тем радужным перспективам, которые постоянно рисует ему родное правительство. Одновременно в банковской сфере резко - почти в 10 раз - выросла доля невозвратных кредитов.
Саакашвили: продаю родину, торг уместен.
Возникает вопрос. Ведь не одна только Грузия пострадала от финансовых катаклизмов последних лет, но другие страны сумели нарастить какой-то запас прочности в более тучные годы. Почему тбилисские бюрократы ничего не сделали, чтобы смягчить негативный эффект от глобального кризиса на рынке капитала? А ответ простой - все деньги они спустили на оружие. Согласно отчетам Всемирного банка, доля импорта вооружений в государственных расходах постоянно росла, достигнув в 2007 году ни много ни мало - сорока процентов. Мда... И кто после этого поверит наглому вранью Михаила Саакашвили, что он-де не готовился к войне?
Помимо того, что для своей преступной августовской авантюры он транжирил бюджетные деньги, необходимые экономике страны и социальной сфере как воздух, горе-воевода нанес тяжелейший удар по и без того хрупкому частному сектору. Рыночная капитализация грузинских публичных компаний обрушилась по итогам 2008 года в четыре раза, а их количество уменьшилось на треть.
Неудивительно, что наиболее экономически активные жители закавказской республики бегут от такого правителя куда глаза глядят. Ежегодно страну покидают до 250 тысяч человек. А это, на минуточку, более пяти процентов населения. Если так пойдет и дальше, то через двадцать лет в Сакартвело не останется никого. Остается надеяться, что грузины так долго ждать не будут.