Начиная с 2008 года грузинская экономика падает все ниже и ниже. После августовской войны ВВП упал на четыре процента, хотя до этого был замечен его рост. Начал стремительно расти внешний долг. К примеру, за 2009 год он вырос на треть. Никаких других путей выхода из кризиса, кроме приватизации государственных предприятий, власти Сакартвело в упор не видят. "В наших проблемах виноваты те системные ошибки, которые были допущены властями, а также война 2008 года, которая увеличила политические риски в экономике страны, - говорил в свое время грузинский эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили. - После этого спад продолжается". По его словам, с получением внушительной помощи международных доноров проблемы были отложены, но не решены, а худшие времена у Грузии еще впереди, поскольку пик экономического кризиса республика, в отличие от остального мира, еще не прошла.
Эксперт оказался прав на все сто процентов. Накануне Европейский банк реконструкции и развития, которому, к слову, Тбилиси должен уже 56 миллионов долларов, снизил прогнозный показатель по росту ВВП в Грузии в этом году на 0,5 процента. На следующий год ожидания у специалистов еще более грустные. "Обширный пакет финансовой помощи, предоставленный Грузии после августа 2008 года, заканчивается", - говорится в отчете ЕБРР.
Читайте также: Лари исчерпал кредит доверия
Действительно, Грузию уже не раз предупреждали о том, что через пару лет правительство республики и Национальный банк толкнутся с необходимостью обслуживания больших внешних обязательств. На сегодняшний день страна должна международным кредиторам 4,2 миллиарда долларов. Но что мы слышим в ответ?
Во-первых, премьер-министр Ника Гилаури бодро рапортует, что его страна выпустила евробонды на полмиллиарда долларов, и после этого проблем с внешним долгом у республики якобы не будет. "Евробонды прекрасно продаются на мировых биржах, даже успешнее, чем ценные бумаги многих стран, в том числе Италии", - говорит он. Далее Гилаури с гордостью заявляет, что за первые шесть месяцев этого года импорт продукции в республику вырос на 36 процентов, а экспорт - на 44 процента. Наконец, еще один показатель успешности, по мнению грузинского премьера - это количество туристов, посетивших страну. Их, к радости чиновника, в этом году стало больше почти наполовину.
Все это замечательно, но если грузинская экономика столь успешна, как говорит господин Гилаури, то почему так скептически настроены основные доноры Сакартвело? Почему республика охотно принимает новый кредит от Всемирного банка в размере 40 миллионов долларов "на поддержание реформ, направленных на продолжение экономического восстановления и подготовку к послекризисному росту"?
Пожалуй, самая подходящая зарисовка, которая могла бы ответить на этот вопрос - это смехотворный аукцион, который на днях устроил грузинский парламент. На нем распродавались четыре "убитые" иномарки и почти 17 тонн металлолома. Именно так на сегодняшний день выглядят со стороны поползновения грузинских властей вывести экономику из кризиса и расплатиться с долгами.
Читайте также: Тбилиси выезжает на автохламе
Сделать этого Грузии, по мнению экспертов, никак не удастся. Причем связано это не только с невысокими темпами прироста грузинской экономики. Все дело в том, что западные дотации можно было бы тратить на различные проекты, но колоссальные средства оседают в карманах Саакашвили и его команды. Которая, кстати, так любит говорить о том, что коррупции в республике нет и в помине. Не решить всех проблем и распродажей госпредприятий - вряд ли заводы и фабрики Сакартвело стоят четыре миллиарда долларов, согласитесь. Нет у Мишико и полезных ископаемых.
В сложившейся ситуации Грузии пошло бы на пользу возвращение на российский рынок, но сделать это при Саакашвили, похоже, уже не получится. Глава Сакартвело стал заложником собственных амбиций, которые и тянут его страну вниз. Что ж, пожинайте плоды своих "трудов", Михеил.