Пока Молдова страдает от отсутствия централизованной власти, Грузия решила взять от нее как можно больше. Не секрет, что либерально-демократическим фракциям не хватает электоральной поддержки для того, чтобы одержать победу на президентских выборах. И если к власти все-таки придут коммунисты, Америке уже не удастся втереть Кишиневу "евроинтеграционные очки". Соглашение, которое было подписано заместителем министра иностранных дел кавказской республики и главой Пограничной полиции Зазой Гогавой и генеральным директором Пограничной службы Молдовы Романом Ревенко, закрепляет и взаимный обмен опытом и информацией по вопросам контроля государственных рубежей, в том числе путем использования необходимых технических и логистических средств.
"Документ позволит осуществлять широкий спектр мероприятий, которые упростят сотрудничество между пограничными ведомствами Молдовы и Грузии в деле предупреждения незаконной деятельности на границе, борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми на государственной границе", - отметил Ревенко.
Инициатива более чем похвальная. Однако интересует вопрос, каким образом обе республики будут справляться с границами Приднестровья, которое фактически не контролируется властями Молдовы. ПМР считает себя суверенным государством, и на его территории находятся российские миротворцы. Примечательно, что Приднестровская республика является единственным регионом на территории Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись.
На сегодняшний момент непризнанное государство позабыто членами ООН, но Соединенные Штаты Америки, которые ревностно блюдут собственные интересы в регионе, о Тирасполе помнят и четко выстраивают собственную стратегию по посеву демократии на всем европейском пространстве. Еще в марте текущего года вице-президент США Джозеф Байден подчеркнул, что Вашингтон не покинет Молдову до тех пор, пока она не достигнет поставленных целей. Очевидно, американскую администрацию не смущает отсутствие президента в стране, которая бодро рапортует о том, что Кишинев встал на путь политических изменений. В свою очередь, МИД Приднестровья тогда отметил, что подход, высказанный высоким представителем Вашингтона, противоречит общей позиции Кишинева и Тирасполя, а также посредников и гарантов. А она заключается в том, что окончательную формулу отношений Молдавии и Приднестровья должны определить сами стороны конфликта.
Понятно, что Америка при разделении сфер влияния уже давно перестала учитывать и политические реалии, и состояние международных отношений начала XXI века, а также весь комплекс исторических, военно-политических, этнокультурных и иных предпосылок образования Приднестровской Молдавской Республики. Вашингтон предпочитает игнорировать свободное и демократическое волеизъявление приднестровского народа, насильственным путем пытаясь соединить несоединимое.
Исполняющий обязанности президента Молдовы Михай Гимпу усиленно делает вид, что не помнит, как в 2003 году США заблокировали возможность подписания плана урегулирования молдавско-приднестровских отношений, известного как меморандум Козака, который противоречил национальным интересам Соединенных Штатов. Таким образом, возникают серьезные сомнения, что Вашингтон может соответствовать статусу беспристрастного наблюдателя в процессе нормализации отношений Кишинева и Тирасполя.
Немудрено, что временное правительство активно поддерживает связи с Грузией, которая с приходом к власти Михаила Саакашвили стала сателлитом Америки. И неудивительно, что парламентское большинство от правящего Альянса за европейскую интеграцию отклонило предложение Партии коммунистов инициировать начало процедуры избрания президента страны. Депутаты понимают, что для избрания своего кандидата им не хватает всего двух голосов, поэтому большинству проще сохранять патовую ситуацию безвластия, чем идти на прямые выборы. Очевидно, что кандидат от коммунистов может вновь одержать на них победу. И тогда внешнеполитический вектор республики, а также урегулирование конфликта с Тирасполем, будут развиваться совсем не по тому сценарию, который приятен господину Маккейну.
Ведь он сам не теряет надежды, что в 2012 году на выборах в США победит республиканец, вследствие чего сам Маккейн становится единственной кандидатурой на пост госсекретаря - при нынешних слабых и не харизматичных представителях Республиканской партии это более чем вероятно. Но пока сенатору Джону Маккейну III уготована роль "серого кардинала", и от результатов его "подпольной работы" будет зависеть политическая ситуация в Восточной Европе: Америка продолжает мечтать о своем ответе российской "кузькиной матери". Что же до микроскопических государств, которые попали под протекторат Вашингтона благодаря хрустящим долларам, то они готовы продаваться кому угодно. И не факт, что не найдется тот, кто сможет предложить им больше, чем Соединенные Штаты. Вот только "ложечки найдутся, а осадочек останется".