Символично конечно, что выбирать нового лидера страна будет в День признания независимости. Ведь это - очень важное историческое событие, с которым теперь навсегда связано имя покойного Багапша.
Эмоциональное состояние, которое сейчас переживает Абхазия, можно сравнить со встревоженным ульем. Теперь вместо того, чтобы играть в нарды, абхазские старики раскладывают пасьянс из фамилий будущих кандидатов в президенты.
Неделю назад в Сухуме было пустынно. Страна оплакивала безвременно ушедшего из жизни Сергея Багапша. Каждый считал своим долгом пойти либо в филармонию, где проходила панихида, либо поехать в родную деревню президента, где его похоронили. Были приспущены флаги, а в ресторанах редкие посетители сидели со скорбными лицами. И это не традиционное для Кавказа похоронное лицемерие. Багапша в Абхазии любили. "Пока он был жив, его все ругали. Теперь, когда он умер, все плачут", - рассказывает об атмосфере житель абхазской столицы.
Теперь все изменилось. "Король умер, да здравствует король", - цинично, но всегда правда. Люди, которые при упоминании почившего президента все еще делают скорбные лица, через секунду оживленно обсуждают борьбу за его кресло.
На сухумской набережной в первые дни лета оживают десятки забегаловок. В этом году их владельцы должны остаться довольны, ведь они имеют право рассчитывать не только на туристов. Курортный сезон не предвещал ничего хорошего: на ремонт закрыт главный мост на границе с Россией, цены повысились, погода плохая. Но теперь на сухумской набережной будет гарантированное оживление. В Сухум съезжаются толпы журналистов, всяких экспертов и тучных политтехнологов. Столица Абхазии опять, как это было уже не раз, превращается в политический центр Южного Кавказа.
Президентские выборы в Абхазии теперь превратились в бизнес. В среде абхазской политической элиты нанимать политтехнологов из России - модный тренд. И хотя стоят они дорого, и в специфической абхазской ситуации, как правило, очень долго разбираются, но с каждым разом их в стране все больше. "Ветераны" последних выборов уже стучатся к своим абхазским партнерам в аськи, отправляют сообщения в Фейсбук и звонят на мобильные, предлагая свою помощь.
С момента последних выборов прошло настолько мало времени, что тарифы на их услуги в основном не выросли. Проблема российских политтехнологов лишь в том, что аппетиты абхазских политиков значительно умереннее, чем два года назад. Тогда к предвыборной гонке готовились, деньги собирали загодя. Теперь, когда выборы свалились как снег на голову, средств почти ни у кого нет. Да и ляпов со стороны приезжих специалистов было предостаточно. Однако именно благодаря предыдущей кампании и в Москве, и даже в Минске появились политологи, которые знают Абхазию лучше многих абхазцев.
Буквально через две недели, когда команды кандидатов войдут в раж, начнутся митинги и компромат. Но пока самое время для конспирологии. В Фейсбуке гуляет плакат, на котором сверху вниз написано слово "Абхазия", а сбоку от него - фамилии президентов. Таким образом, получается, что с буквы "А" начинается фамилия Ардзинба, с буквы "Б" начинается Багапш, третья буква в слове "Абхазия" - "Х", и от нее начинается фамилия Хаджимба. Наверняка этот креатив займет достойное место в рекламной кампании лидера абхазской оппозиции.
В безлюдных горах Кодорского ущелья живет некая провидица, которая сказала, что у президентского кресла "черная метка". И каждый, кто окажется на этом кресле, будет недолго жить. Старики в кофейнях в это верят и очень боятся, что выборы президента в Абхазии будут проходить каждые два года.
Грузинские СМИ одолевают мистические порывы другого типа. Они считают, что дата выборов - 26 августа - совершенно не случайна, и видят в этом пресловутую "руку Кремля". Дескать, таким образом будет подчеркнуто единство России и Абхазии. Мы можем дать грузинским СМИ пищу для новых мистификаций. Выборы пройдут в августе - это месяц, когда была война в Южной Осетии. А если число "26" разделить на два, то получится "13", цифра несчастий, а если к двум прибавить шесть, то получится "8" - день, месяц и год войны в Южной Осетии. Вот как велико пространство для поиска сакральных тайн!
Нынешние президентские выборы в Абхазии в чем-то уникальны. Им предшествовал год, как никогда обильный на политические скандалы. Противостояние вокруг военного санатория в Сухуме, церковный конфликт в Новом Афоне, пограничный спор с Россией - это лишь три последних мощных конфликта, потрясших Абхазию. Одним словом, на выборы политические силы идут изрядно уставшими и без идей. Ведь обычно в предвыборный период активизируется политическая деятельность, а в этот раз ничего нового абхазские политики сказать народу не смогут.
Народ, собственно, и не ждет ничего нового. Фавориты кампании давно известны - это исполняющий обязанности президента Александр Анкваб, премьер-министр Сергей Шамба и лидер оппозиции Рауль Хаджимба. При Шамба всё останется как есть, Анкваб привнесет "авторитарную демократию", будет жестко бороться с коррупцией - или делать вид, что борется. Каким президентом будет Хаджимба, не очень понятно. У реальной власти он был давно, и это были совсем другие времена.
В общем, нет интриги у этих выборов. Есть только спортивный интерес, кто и с каким перевесом выиграет. Оценивать будут не идеи и проекты, а харизму и ораторские способности. Пожалуй, пора делать ставки.