Долгие годы официальный Тбилиси мечтал об участии в крупных инфраструктурных проектах в сфере транзита углеводородов. Однажды эти планы даже воплотились в жизнь: стартовавшее при Эдуарде Шеварднадзе строительство магистрального нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан обещало стать первой ласточкой настоящего транзитного бума. Но оказалось его лебединой песней. После прихода к власти Михаила Саакашвили политические риски в Грузии так возросли, что лоббируемый Западной Европой газопровод Nabucco остался лишь на бумаге. Теперь все свои чаяния режим связывает с другим прожектом - AGRI.
Министр энергетики Грузии Александр Хетагури заявил сегодня в Баку, что проект газопровода AGRI (Azerbaijan-Georgia-Romania Interconnector) может быть реализован гораздо быстрее других подобных начинаний. Конечно, в виду имелся прежде всего Nabucco, окончательно застрявший на уровне согласований будущих объемов транспортируемого газа. "Это важный проект, и его можно реализовать гораздо раньше, чем проекты газопроводов, в частности, Nabucco", - отметил грузинский министр на пресс-конференции. И добавил, что уже в ближайший месяц будет объявлен тендер на подготовку ТЭО, результаты которого станут известны уже осенью.
Заявления Хетагури, да и само мероприятие с его участием было рассчитано прежде всего на представителей СМИ. Но все равно осталось не совсем понятно, кому он адресовал свои высказывания и зачем. Поскольку совершенно очевидно, что вопрос о строительстве магистрали будет решаться совсем другими людьми - и даже не в Тбилиси. Складывается такое впечатление, будто министр энергетики вел заочную беседу со своим азербайджанским коллегой Натигом Алиевым. Ведь именно от Баку в основном зависит, удастся ли реализовать критически важный для грузинской экономики транзитный проект.
Нежелание Азербайджана связывать себя конкретными обязательствами по обеспечению необходимых объемов голубого топлива практически похоронило Nabucco. Не помогло даже активное лоббирование со стороны западноевропейских стран и Соединенных Штатов. С начала проектировочных работ минуло девять лет, но дальше них дело так и не зашло. И, видимо, уже не зайдет. Осознав это, грузинские политики бросили весь свой пропагандистский талант в направлении AGRI, надеясь, что представителям Восточной Европы повезет больше, чем Западу во главе с США.
Пока для этих надежд действительно есть основания. По крайней мере, на прошлой неделе член правления AGRI LNG Co., заместитель вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Виталий Беглярбеков заявил, что все четыре участника проекта - Баку, Тбилиси, Будапешт и Бухарест - выступают за скорейшее начало подготовки технико-экономического обоснования для будущей топливной магистрали.
Но и подготовка к реализации Nabucco изобиловала аналогичными декларациями. Два года назад в турецкой столице даже было подписано многостороннее соглашение о строительстве газопровода. Присутствовали спецпредставитель США по энергетическим вопросам в Евразии Ричард Морнингстар, заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Но воз и ныне там. И в силу очевидной схожести проектов AGRI вполне может постичь судьба его западноевропейского конкурента.
"У Nabucco и AGRI, в отличие от Азербайджана, времени на раскачку нет, о чем сурово сказал турецкий министр Танер Йылдыз. Российский "Северный поток" в 2012 году должен дать Европе еще почти 28 миллиардов кубометров газа в год сверх ранее законтрактованных объемов поставок. Если к этому со временем прибавятся 30 миллиардов кубометров голубого топлива, перекачиваемого по первой очереди "Южного потока", а затем еще 30 миллиардов второй очереди, то для гипотетического газа Nabucco места на европейском рынке может и не найтись", - справедливо отмечает издание "Нефть России".
Все эти угрозы актуальны и для AGRI. С каждым днем все реальнее становится сценарий, при котором инфраструктура, создаваемая Венгрией и Румынией для Nabucco, будет востребована российскими газовыми магистралями. Что же говорить о проекте, который пока даже не имеет технико-экономического обоснования? Кстати, по оценкам специалистов, оно будет готово как раз тогда, когда европейские газгольдеры примут первые поставки российского газа по дну Балтийского моря. В контексте всех этих обстоятельств Александру Хетагури только и остается, что беспомощно взывать к своему азербайджанскому коллеге. Только услышит ли тот?