"Uwazam Rze" он поплевался ядом в сторону Кремля, а также живописал скорую консолидацию Кавказа и последующую его интеграцию в ЕС. Одна беда: Грузию в континентальном объединении никто не ждет. Хотя бы потому, что слишком яростное ее желание установить тесные связи с Азербайджаном и Турцией еще больше охладило европейцев. Они и так по горло сыты тотальной исламизацией. Но Тбилиси, похоже, все равно с кем дружить - лишь бы регулярно выделяли деньги на "карманные расходы".
Вопрос о политической интеграции Кавказа после распада СССР поднимался неоднократно. Республики, которые неожиданно стали суверенными, по какой-то неизвестной причине подумали, что уж теперь, освободившись от "советского ига", у них грянет экономический бум. Но долгожданная манна с неба так и не свалилась, а жить на что-то было нужно. Под шумок Соединенные Штаты Америки вывели на политическую арену нового игрока - Михаила Саакашвили, который проповедовал бы путь культурного смешения и интеграции в евроатлантические структуры. Борьба за собственные интересы надоумила Вашингтон науськать своего ставленника на Российскую Федерацию, которая не собирается уступать в борьбе за сферу влияния.
Читайте также: Европа положила Мишико в долгий ящик
Мишико самозабвенно следует заветам "дядюшки Сэма", а потому регулярно рассказывает иностранным СМИ, что опыт объединенной Европы следует перенести на кавказские реалии. "Консолидация региона произойдет, хотя, естественно, это не подразумевает пересмотра существующих границ. Речь идет об установлении политических, экономических и культурных связей. Считаю, что будущее Кавказа - в единой Европе. Примечательно, что Грузия является лидером среди тех стран, которые пытаются интегрироваться в Европу", - плел в интервью польской газете "Uwazam Rze" господин Саакашвили.
Упоминание о границах неслучайно. Образование Европейского союза произошло во многом благодаря отсутствию у стран-членов территориальных претензий на высшем политическом уровне. Структурировать Грузию, Абхазию, Южную Осетию, Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах представляется практически невозможной затеей. Не говоря уже о том, что проект "националистическое государство" с успехом реализуется в ряде кавказских государств. Даже если предположить, что регион действительно консолидируется, устранив существующие трения, то столь громоздкое образование в составе Европы выглядит просто утопично. Начиная делить шкурку еще не убитого медведя, заинтересованные в интеграции стороны будто бы непреднамеренно забывают о Северном Кавказе, который является частью Российской Федерации. И такой подход, по меньшей мере, можно считать глупым.
Читайте по теме: Грузия разочаровалась в Европе
Кроме того, Европа хоть и пытается не вмешиваться в сложные процессы на Кавказе, предпочитая роль молчаливого посредника в острых вопросах, она очень скептически смотрит на пополнение своих рядов мусульманскими странами. Франко-германский провал по интеграции исламской культуры в ЕС ясно показывает, что основательницы объединения задыхаются от иммигрантов, неосмотрительно запущенных на свои территории, мучаясь комплексом "колонизаторов".
И если несколько лет назад споры об иммиграции в основном касались безопасности и занятости, то сейчас французы и немцы поднимают вопросы национального самосознания и угрозы, которую представляет ислам для европейской цивилизации - вероисповедание отрицает западные ценности и заставляет мусульман быть покорными религиозным догмам. Ужесточение позиции по второй религии в Европе привело к запрету на ношение паранджи во Франции и Бельгии и строительство минаретов в Швейцарии.
На Кавказе же такими "буксирами" являются Турция и Азербайджан. Несмотря на позиционирование себя как светских государств, только официальный Баку может перестроить свою самобытность в угоду европейской "просвещенности". Однако азербайджанские власти на сегодняшнем этапе очень неоднозначно относятся к интеграции в Евросоюз, поскольку свои отношения с НАТО и ЕС рассматривают сквозь призму проблемы Нагорного Карабаха. А военное объединение между двумя исламскими республиками в регионе может впоследствии стать серьезной угрозой европейской безопасности. А на такое в Европе, разумеется, не согласны.
Читайте подробно: Европейцы отвернулись от Тбилиси
Так что, как бы Михаилу Николозовичу не хотелось утереть нос сверенному соседу и доказать, что Грузия может быть самостоятельной единицей, Европа вынуждена его огорчить. Она не всесильна, поэтому, как и Россия или США, не является панацеей для региона. Разумеется, Саакашвили вместе со своими коллегами Эрдоганом, Алиевым и Саргсяном могут и дальше мечтать о вступлении в ЕС - теоретически такое возможно. Однако Мишико придется дать однозначный ответ на вопрос, готов ли он поступиться частью суверенитета своей страны. Именно в этом состоит одно из условий членства в континентальном объединении.