Парламент кавказской республики признал геноцид черкесов, но вот массовое истребление армян Османской империей почему-то остается за бортом внимания грузинских властей. Оно и понятно. Слишком тесные связи с Ереваном грозят серьезными проблемами в отношениях с Анкарой, которая является крупнейшим торговым партнером Тбилиси, и с Баку. Поэтому Грузия, как послушный ученик, убоявшись политической изоляции, уверенно следует политике двойных стандартов по примеру своего американского сюзерена.
Несмотря на то, что геноцид армян с 1915 года юридически признан и осужден многими державами мира и влиятельными международными организациями, Грузия не спешит следовать их примеру. Соединенные Штаты Америки трижды осудили резню в Османской империи, однако термин "геноцид" так и не был озвучен ни одним американским руководителем. И правительство кавказской республики, которая очень боится окончательно утратить благосклонность своих покровителей, поспешно отклонило письмо грузинских армян, просящих инициировать соответствующий законопроект.
Читайте также: Историческая армянофобия
Совершенно очевидно, почему Турция рьяно открещивается от армянского вопроса. Политическая и интеллектуальная элита исламской республики еще со времен Кемаля Ататюрка даже не думала дистанцироваться от преступлений, совершенных бывшими функционерами Иттихада, и находилась в коалиции с региональными лидерами, а также племенными вождями, которые получили большую прибыль от депортации армян и греков. Даже сейчас, когда Анкара уже является членом Североатлантического альянса и жаждет вступить в Европейский союз, турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган продолжает следовать традициям националистической политики: "Мы не совершали этого преступления, нам не за что извиняться. Кто виноват, тот может принести свои извинения. Однако у Турецкой республики, турецкой нации таких проблем нет".
Ко всему прочему, генеральная прокуратура в 2008 году начала уголовное преследование местной интеллигенции за организацию кампании "Армяне, простите нас". И хотя признание геноцида не является обязательным условием для вступления в континентальное межгосударственное объединение, Совет Европы, Европарламент и комиссия ООН по военным преступлениям вполне прозрачно намекают Турции на нормализацию отношений с Ереваном по болезненному вопросу. Однако если Анкара признает преступления против армянского народа, тот будет вправе требовать репараций и отторжения двенадцати турецких провинций, которые были захвачены в ходе завоеваний Османской империи. Понятно, что на демаркацию границ нынешнее турецкое правительство никогда не согласится, как бы его не умасливали иными посулами.
Но распутать клубок противоречий очень непросто, поскольку проблема Нагорного Карабаха втягивает во взрывоопасный треугольник еще и Азербайджан, который остается верным турецкой республике. Поэтому Грузия, оказавшаяся между молотом и наковальней, признав геноцид армян, рискует утратить доверие мусульманского мира на Кавказе. Официальный Тбилиси предпочел следовать политической конъюнктуре и мигом позабыл про своих православных "братьев", ради того чтобы и дальше бесперебойно получать транши якобы на возрождение грузинской экономики. За последние годы вливания турецко-азербайджанского капитала стремительно выросли, что усугубило зависимость Грузии от стратегических партнеров.
Самой Армении пришлось проглотить предательство соседа, поэтому она не намерена комментировать процесс признания геноцида черкесов грузинским парламентом, поскольку воспринимает этот шаг как развертывание войны с Российской Федерацией уже на ином, психологическом уровне. В ответ на признание Абхазии и Южной Осетии Грузия моментально накропала сценарий ответного вражеского акта - признание так называемого геноцида черкесов, что, впрочем, поставило крест на возможном примирении конфликтующих сторон.
Читайте также:
"Поставленный нами вопрос о том, почему Грузия признает геноцид черкесов и не признает геноцид армян, в первую очередь, унизит нас самих и сам факт геноцида армян. Это научно неоспоримый факт, который признали многие влиятельные страны, а геноцид черкесов - конъюнктивный вопрос, обсуждающийся на фоне грузино-российских отношений. Приравнивая геноцид армян к этому вопросу, мы просто занижаем значимость истребления нашего народа. Грузия будет одной из последних стран, которая признает этот факт, и то после того, как в Турции начнется процесс признания, а США уже признает. А в это время признание геноцида со стороны Сакартвело не будет иметь весомого значения", - цитируют СМИ армянского политолога Ерванда Бозояна.
Итак, позиция Тбилиси начинает смахивать, даже не на политику двойных стандартов как у США, а на геополитический аукцион, посредством которого Грузия пытается продать себя как можно дороже. Ведь срок ее годности стремительно близится к концу.