Невыполнимые условия, выдвигаемые Тбилиси, остаются, пожалуй, самой обсуждаемой темой в преддверии переговоров между российскими и грузинскими дипломатами о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию. Представители Сакартвело уже не раз заявляли о том, что республика поддержит вступление России в организацию лишь в том случае, если Москва согласится на контроль Грузией таможенных пунктов в Абхазии и Южной Осетии.
Упрямство властей республики, однако, в последнее время вызывает все большее недоумение даже у западных партнеров режима Саакашвили. Так, на прошлой неделе специальный помощник президента США Майкл Макфол дал понять, что сейчас есть реальная возможность найти продуктивное решение спора, связанного с ВТО, без размещения в Абхазии и Южной Осетии грузинских таможенников. "США не выступают в качестве посредника, но активно способствуют контактам между Тбилиси и Москвой по связанным с ВТО вопросам, - добавил он. - Мы не собираемся давить на Грузию в вопросе о приеме России в ВТО, однако переговоры Тбилиси с Москвой - это не механизм для решения политических проблем".
Казалось бы, грузинская сторона должна была прислушаться к совету из-за океана. Ведь неспроста замглавы МИД страны Нино Каландадзе тогда подчеркнула, что вопрос членства в ВТО не является политическим. "И это входит в наши интересы, чтобы переговоры прошли успешно, а Россия смогла стать членом организации", - сказала она. Более того, в прессе появилась информация о том, что Тбилиси, в виде компромиссного варианта, согласен на подключение к контролю грузов в Абхазии и Южной Осетии международных наблюдателей.
Тем не менее, последние высказывания грузинских дипломатов показали, что воз, как говорится, и ныне там. Накануне Каландадзе отметила, что Грузия не собирается снимать свои условия на переговорах. "Мы не ставим целью блокирование вступления России в ВТО и готовы способствовать этому, поэтому согласились на возобновление переговоров, несмотря на наши политические отношения. Но условия, которые мы выдвигаем, остаются в силе, и исходят из правил организации", - подчеркнула она, добавив при этом, что Тбилиси готов использовать эти рычаги, так как они являются "фундаментом организации".
Более прямолинейным оказался глава грузинского внешнеполитического ведомства Григол Вашадзе. Он и вовсе заявил о том, что делегация Сакартвело едет в Берн, дабы совместно с представителями российской стороны "найти взаимоприемлемый выход из того юридического кошмара, который Москва создала решением признать независимость Абхазии и Южной Осетии", пишет "Огонек".
Таким образом, уже сейчас понятно, что Тбилиси будет стараться использовать переговоры в Швейцарии именно как механизм для решения политических проблем. Но, может, неспроста накануне в грузинскую столицу прибыла заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Тина Кайданов? Она заявила, что Вашингтон поддерживает стремление России по вступлению в ВТО, хотя считает необходимым "учитывать тревогу Грузии". Вероятно, сейчас Белый дом посылает "понятливому" Тбилиси еще один сигнал о том, что не следует превозносить собственные политические амбиции выше прагматичных целей международных объединений.
Кстати, еще в марте глава МИД России Сергей Лавров заявил, что если Соединенные Штаты и Евросоюз заинтересованы во вступлении России во Всемирную торговую организацию, то они могут повлиять на позицию Грузии. "Мы им сказали, что если такой интерес у них имеется, если это искренняя заинтересованность, то им следует убедить руководство в Тбилиси, на которое у них явно больше влияния, чтобы грузины перестали ставить искусственные проблемы", - отметил Лавров. И, между прочим, именно в той речи российский дипломат добавил, что РФ может вступить в организацию в обход Грузии, если она не откажется от своей предвзятости. "Если наши грузинские коллеги будут упорствовать в такой политизированной позиции, то, наверное, придется решать вопрос присоединения к ВТО иначе, без их участия. Такие возможности имеются", - сказал Лавров.
Что ж, судя по всему, теперь Вашингтону и Брюсселю пора взять инициативу в свои руки и провести разъяснительную беседу с несговорчивыми грузинскими друзьями.