Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко решил дать грузинским винам еще один шанс попасть на российский рынок. Он напомнил: запрет на импорт вин российские власти отменили еще пять лет назад, а грузины так увлеклись неравным боем с собственной экономикой, что все проворонили. Конечно, еще ничего не потеряно - кавказская республика вполне может снова потчевать соседей своими напитками, но для этого ей нужно организовать серьезный контроль своей продукции на границе с Россией. В противном случае рано или поздно придется смириться с тем, что самые известные наименования грузинских вин запатентуют российские производители.
Судя по всему, любимое занятие Михаила Саакашвили и его мобильного правительства - сражение с ветряными мельницами. Грузинские политики, избрав путь тотального несогласия, с завидной регулярностью ставят иностранных дипломатов в неловкое положение. Женевские дискуссии стараниями правительства кавказской республики уже превратились сказку про белого бычка - так же нескончаемы, монотонны и безрезультатны. В том же стиле обсуждается и решение России вступить во Всемирную торговую организацию. Тема подвернулась как нельзя кстати: на мировой арене перестали уделять Грузии внимание, и она пытается вернуть его, подогревая к себе интерес сомнительными громкими заявлениями. Чтобы никто не забыл, что это за государство такое и где оно находится. Потому что ведь именно от этой крошечной страны на Южном Кавказе зависит экономическая судьба огромной державы, не правда ли?
Но сценарий команды Саакашвили провалился: мировое сообщество неожиданно отказалось чинить России препятствия на пути в ВТО, игнорируя жалобы, кляузы и нападки со стороны Сакартвело. Даже Вашингтон, оставив в прошлом цветистые ласковые речи, прямо дал понять, что мешать процессу вступления РФ во Всемирную торговую организацию не следует. Так что Грузия, оказавшись в гордом одиночестве, решила прибегнуть к последнему средству - напомнить об экономическом эмбарго, наложенном Москвой на ее вина и минеральные воды. Но глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, которого тбилисские чиновники считали личным врагом, чуть ли не объятия перед ними распахнул и поинтересовался, что ж они раньше не пришли.
Конечно, в грузинской прессе и тем более блогах конструктивное отношение Онищенко истолковали тенденциозно - знаем-знаем, это все показуха, рассчитанная на западную аудиторию, а политическая подоплека эмбарго никуда не делась и в любой момент может снова вылезти наружу под видом очередной экспертизы продукции. Но и Америка, и Европа уже привыкли к тому, что Тбилиси постоянно чем-то недоволен и жалуется. Поэтому "разоблачение" главного санитарного врача России впечатления не произвело. Точнее, осталось незамеченным. Выходит, единственный логичный выход в этой ситуации - перейти, наконец, от слов к делу и попытаться выполнить все условия возвращения на российский рынок.
Геннадий Онищенко, который более чем ревностно следит за здоровьем сограждан, вознамерился всячески способствовать взаимному согласию. Хоть он и не устоял перед соблазном сравнить "Боржоми" с "Ессентуками" (в пользу последних, естественно), но в остальном был само гостеприимство. Напомнив о том, что Москва отменила запрет на импорт грузинских вин еще в 2006 году, глава Роспотребнадзора посетовал: как же так, ведь правительство кавказской республики не совершило ни одной попытки пройти процедуру допуска национальной винодельческой продукции в РФ. А зачем да почему оно бездействовало, это уже вопрос, выходящий за рамки должностных полномочий господина Онищенко.
Впрочем, радушие главного санитарного врача России отнюдь не означает, что грузинским напиткам дадут зеленый свет на каких-то особых льготных условиях. Несмотря на согласие российской стороны помочь кавказской республике поднять экономику, начальник Роспотребнадзора не поленится проверить каждую бутылку "Хванчкары" и "Боржоми" на российской границе. Если грузины могут ответить за качество своего вина, то никаких препятствий для его продажи в нашей стране нет. А если они не контролируют собственную продукцию, то с какой стати другим ломать над этим голову, разводит руками Онищенко.
"Определенные круги этого национально-территориального образования возомнили, что пришел их звездный час, что они схватили Бога за бороду, и они, видимо, будут помыкать национальными интересами России. Вместо того, чтобы перевести разговор в профессиональное русло, они делают всякие заявления в связи с переговорами о вступлении России в ВТО. Такая тональность вызывает лишь негативную реакцию", - прозрачно намекал глава Роспотребнадзора.
У Грузии действительно мало времени на раздумья. Если она продолжит кочевряжиться, то настроение главного санитарного врача России может измениться. Оказывается, Центральный кизлярский научно-исследовательский институт винодельческой, пивоваренной, безалкогольной промышленности и напитков" уже направил в Роспатент заявку на дюжину товарных знаков с названиями знаменитых грузинских вин. Среди них фигурируют "Киндзмараули", "Хванчкара", "Алазанская долина", "Ахашени", "Цинандали", "Гурджаани", "Гареджи", "Мукузани", "Напареули", "Вазисубани".
Тбилиси, конечно, вправе не идти на мировую с Москвой и не проводить жесткий контроль своей продукции, но рискует остаться с носом. Даже привлечь к суду российских производителей "Хванчкары" и "Киндзмараули" она не сможет. А Россия и в ВТО вступит, и недостатка в вине испытывать не будет. Лишь бы правительство Саакашвили в своем показательном противостоянии с соседями не растеряло все рынки сбыта, потому что уповать на развитие туризма и подъем сельского хозяйства усилиями переселенцев-буров до бесконечности нельзя.