Заявление о создании нового органа народного представительства - три лидера: Константин Гамсахурдиа (сын первого президента Грузии, партия «Свобода»), Гугули Маградзе (бывший депутат от пропрезидентского большинства, партия женщин) и Акакий Асатиани («Союз грузинских традиционалистов») - сделали накануне во время политической акции на площади перед парламентом. Это мероприятие было приурочено к семнадцатилетней годовщине «Тбилисской войны».
Тогда, 22 декабря 1991 года, началось вооруженное противостояние между сторонниками президента Звиада Гамсахурдиа и оппозицией, которая поддерживала Эдуарда Шеварднадзе. Центральные улицы Тбилиси, площадь у парламента превратились в поле битвы. Выстрелы там раздавались 15 дней. По официальным данным, погибло более 100 человек.
С тех пор две площади в центре столицы - Свободы и у парламента - пережили еще множество бурных событий: митинги, акции протеста, «революция роз», ноябрьская прошлого года, когда против оппозиции власть пустила в ход дубинки и слезоточивый газ. Но выстрелов больше не было.
Сын первого президента Грузии, во времена которого происходила «Тбилисская война», считает, что и сейчас страну надо спасать. «Страна находится в положении, когда стоит вопрос ее существования. Необходимо, чтобы все общество выразило сопротивление крушению основ грузинской государственности и взяло в свои руки дело спасения страны. Для решения этой суперзадачи считаем необходимым в кратчайший срок созвать представительное Народное собрание», - прозвучал на площади призыв Константина Гамсахурдиа.
Уместно напомнить, что после прошлогодних ноябрьских событий его обвинили в сотрудничестве с российскими спецслужбами и возбудили соответствующее уголовное дело. Так же поступили и с младшим братом - Цотнэ Гамсахурдиа (по статьям «сговор или бунт с целью насильственного свержения конституционного строя» и «шпионаж»). Цотнэ арестовали в грузинском аэропорту в сентябре этого года и выпустили на свободу под солидный залог. По подобным надуманным обвинениям подверглись преследованию еще целый ряд противников режима.
Так что негодование Константина Гамсахурдиа по поводу существующего в стране положения дел вполне понятно. Его сотрудничество с лидерами традиционалистов и партии женщин тоже не стали неожиданностью.
Грузинские СМИ сообщали, что консультации между упомянутыми политическими силами велись последние несколько месяцев. По имеющейся информации, в них принимал участие и лидер «Национального форума» Каха Шартава, хотя позже пресс-служба партии распространила заявление, в котором категорически это опровергла, как и вообще ее намерение объединяться с кем-либо из оппозиционеров.
А для Гугули Маградзе это первая попытка подобного рода. Ее приход в оппозицию еще в прошлом ноябре стал неожиданностью. Она считалась влиятельной фигурой в парламенте, к тому же пресса сообщала о близости Маградзе к семье президента.
Маградзе стала одной из первых, кто покинул пропрезидентское «Национальное движение» и отважился на противостояние с властью. Правда, в последнее время она не выступала с критикой властей, воздерживалась от резких заявлений. Однако идею создания Народного собрания поддержала.
Что касается традиционалистов, то они всегда позиционировали себя как умеренная оппозиция и до сего дня с уважением относятся к тому, что делал первый президент Звиад Гамсахурдиа. Лидер этой партии Акакий Асатиани год назад выступал за восстановление монархии в стране, что не помешало ему какое-то время сотрудничать с Объединенной оппозицией. В октябре этого года он заявил грузинским СМИ: «Если единство оппозиции состоится, я буду в этом деле простым солдатом».
Все три лидера заявили, что войти в Народное собрание смогут все желающие. А тем временем собираются проводить соответствующую работу в регионах.
Как сообщается в местной прессе, намерение создать Народное собрание уже поддержала интеллигенция. От нее в инициативную группу вошли актер и режиссер Резо Эсадзе, актриса Нинель Чанкветадзе и профессор ТГУ Элизбар Джавелидзе.
Ирина Пташковская