В Турцию прибыл министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. Со своим коллегой Ахметом Давутоглу он обсудил несколько важных вопросов в рамках Совместной группы по стратегическому планированию. Кроме отмены визового режима между двумя государствами, стороны обговорили положение дел на Южном Кавказе, кипрское и ближневосточное урегулирование, а также другие проблемы. К ним вот-вот присоединятся секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Грузию на этом "празднике" не ждут. Впрочем, Саакашвили сейчас больше озабочен семенами и эко-артом, нежели тем, что его недавние союзники плотно контактируют с Москвой.
Совместная группа - формат обсуждения международной повестки дня в рамках Совета сотрудничества высшего уровня, возглавляемого президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Год назад в российской столице уже обсуждали точки соприкосновения Еревана, Москвы и Анкары, в том числе нагорно-карабахский конфликт и армяно-турецкие взаимоотношения.
В этот раз, не рискуя отступать от заранее намеченной линии, Лавровым и Давутоглу вновь сделали предметом дискуссий положение дел на Южном Кавказе. При этом оба министра иностранных дел согласились с непреложным фактом: все конфликты в регионе нужно решать исключительно мирным путем. Причем особо важной проблемой Анакара и Москва считают ситуацию, которая сложилась в Нагорном Карабахе.
Кстати говоря, эта встреча заставила серьезно понервничать соседние государства. Армения, не слишком довольная благосклонностью России к Турецкой республике, границы с которой у официального Еревана давно на замке, приготовилась выслушать очередные рекомендации. Ведь в прошлом году глава российского внешнеполитического ведомства посоветовал армянскому руководству сделать хотя бы попытку найти общий язык со своими турецкими коллегами.
Поскольку Грузия открестилась от своих слов о том, что собирается выступить посредником в урегулировании нагорно-карбахского конфликта, взоры региональных государств как по мановению волшебной палочки обратились на север. Не секрет, что Азербайджан и Турция свято верят в способность Москвы повлиять на своего стратегического партнера и уговорить его пойти на некоторые уступки. Со своей стороны Турция неоднократно обещала участвовать во всех российских нефтегазовых проектах.
Неудивительно, что Лавров и Давутоглу вчера активно обсуждали вопросы торгово-экономического сотрудничества, включая взаимодействие в области энергетики по реализации крупных совместных проектов - строительства атомной электростанции "Аккую", газопровода "Южный поток" и нефтепровода "Самсун-Джейхан".
В таком контексте становится очевидным, что ощущение остановки армяно-турецкого перемирия - обманчивое. Тихая дипломатия с участием ключевой страны в этом треугольнике может в любой момент перевернуть положение дел на Южном Кавказе.
Грузия, которую на переговоры не только не позвали, но даже не сочли нужным обсуждать в Стамбуле вопрос российско-грузинских отношений, тихо стонет. Будь министр иностранных дел кавказской республики Григол Вашадзе чуть расторопнее, то, возможно, после Сергея Лаврова его тоже рискнули бы пригласить в Турцию вместе с азербайджанским коллегой. Но, с другой стороны, Армения относится к Сакартвело индифферентно, а обсуждение вопроса в треугольнике Тбилиси-Анкара-Баку грозило бы Азербайджану очередными призывами к созданию конфедерации.
Примечательно, что российский концерн "Газпром" уже давно получил выгодные условия по закупкам азербайджанского газа. А Ереван, в свою очередь, надеется, что Россия окажет косвенное давление на Турцию, которая, не стесняясь, открыто поддерживает позицию Азербайджана.
И получается, что грузинские мечты о становлении кавказской республики как страны-транзитера на Южном Кавказе разваливаются, словно карточный домик. Европейский газопровод Nabucco, на который Грузия возлагала последние надежды, давно перестал фигурировать в международных переговорах как альтернатива российским трубопроводным системам. Тем более, Турция участвует минимум в трех независимых проектах с участием российского капитала. И вкладываться еще в один, который грозит обернуться серьезными убытками, судя по всему, не собирается.
Неужели к Михаилу Саакашвили так и не придет осознание того, что его собственные соседи не просто потешаются над ним? Они ведь его бьют, а плакать не дают.