"Нам, трем странам Южного Кавказа, необходимо демонстрировать единство, проявлять экономическую активность и планировать экономическое развитие, чтобы интегрироваться в евроструктуры. Хочу отметить, не только от своего имени, но и всего грузинского народа, что желаем скорейшего урегулирования конфликта. Южный Кавказ зона мира, стабильности и сотрудничества. На самом деле, все три страны потеряли много времени и сегодня нужно смотреть реальности в глаза и понимать, что конфликт нужно решать на основе норм международного права", - с такой речью выступил глава внешнеполитического ведомства кавказской республики.
Причем очевидно, что Грузия наивно полагает, будто она действительно сможет сдвинуть вопрос с мертвой точки и внести позитивную струю в русло переговоров. Но этот факт уже давно перестал всех удивлять. Ведь в последнее время кавказская республика принимает участие во всех мероприятиях, даже третьестепенных, чтобы обеспечить себе внимание и прибавить очков на внешнеполитической арене.
Однако задолго до решения грузинского руководства вступить на скользкий путь миротворчества нагорно-карабахский конфликт обсуждался на всевозможных уровнях. Даже Иран внес свою лепту в урегулирование проблемы, когда заявил, что и без того проблемному региону ни к чему территориальные распри.
"Народы региона должны жить в мире и дружбе. Мы являемся соседями, свое соседство мы не можем отрицать. Это является географией и историей. Если мы попытаемся разрешить свои проблемы справедливо и дружно, все проблемы найдут свое решение", - утверждал глава Исламской республики Махмуд Ахмадинежад, который, кстати говоря, и сам был бы не прочь расширить границы собственного государства за счет присоединения азербайджанского эксклава Нахичевана.
Само собой, его предложение было отвергнуто армянской стороной, а Турция, для которой вопрос Нагорного Карабаха, как и Северный Кипр, является национальной проблемой, заявила, что и дальше будет оказывать Азербайджану всяческое содействие. Чем вызвала серьезное неудовольствие Армении: она полагает, что наличие такого серьезного покровителя грозит только ухудшить и без того натянутые отношения между двумя спорщиками.
Сами стороны, из-за которых возник конфликт, собственно, не очень-то и стремятся к консенсусу. То есть, официальный Ереван в лице президента Сержа Саргсяна полагает, что перемирия можно достичь в считанные часы - при условии, если Азербайджан признает суверенитет Нагорного Карабаха. Баку, разумеется, этот вариант не устраивает, и он вынужден применять всевозможные инструменты дипломатии, лишь бы избежать однозначных ответов, трактовок и позиций.
И это понятно. Признать территории, которые более двадцати лет находятся в статусе непризнанной республики, суверенными - значит потерпеть сокрушительное поражение. И собственными руками размыть свои нерушимые территориальные границы. Но Азербайджан, подпитываемый несгибаемой позицией Турецкой республики, пока еще надеется на возвращение в свое лоно "оккупированных территорий".
И вот интересно, как будут развиваться события, если ко всей этой когорте миротворцев примостится Грузия? Вероятно, грузинская внешнеполитическая элита решила сделать ход конем. И ухватилась за возможность загрести жар чужими руками. Неловкая ситуация, которая сложилась с армянами в Самцхе-Джавахетии и азербайджанцами в Квемо-Картли, ясно показывает, как они на собственном примере ежедневно испытывают всю "любовь" грузинского руководства. В Грузии притесняют и тех, и других. При этом армяне Джавахка не далее как в минувшем году заявляли, что если положение нетитульных наций не изменится, то региону грозит судьба Нагорного Карабаха.
И в свете таких событий Григол Вашадзе ничтоже сумняшеся заявляет о том, что Сакартвело станет посредником и урегулирует карабахский конфликт? Южнокавказский островок неуюта, который и сам-то находится в состоянии постоянных междоусобных распрей, вряд ли сможет поспособствовать благоприятному течению переговоров между своими соседями.
Но все уже поняли: главное - заявления, которые доносятся из Тбилиси. Потому что для грузинского лидера Михаила Саакашвили и его соратников важнее навести внешний лоск, аккуратно прикрыв огромные прорехи на собственном драном платьишке. Только такие потуги на внешней арене вряд ли смогут улучшить внутриполитическую обстановку в республике.
Наверное, именно после оценки всех этих неблагоприятных перспектив в вышестоящих инстанциях с опровержением слов своего начальника выступила замминистра иностранных дел Нино Каландадзе. Она утверждает, что господин Вашадзе был нем как рыба - то есть в интервью азербайджанской телекомпании ANS свои посреднические услуги не предлагал. Не знает, стало быть, глава грузинского внешнеполитического ведомства, что если назвался груздем...