По данным грузинских СМИ, которые активно обсуждают последние документы Wikileaks, в апреле 2008 на трагическом для Грузии саммите Североатлантического альянса Франция была всерьез обеспокоена проблемами Сакартвело, ее спорами с Россией и тлеющими территориальными конфликтами с Абхазией и Южной Осетией. Вместе с тем, официальный Париж якобы рассматривал возможность предоставления Грузии особого статуса в НАТО и отмену визового режима с Евросоюзом.
Невольно задаешься вопросом: если Франция и в самом деле была так обеспокоена судьбой Грузии, почему об этом становится известно только сейчас? И по каким причинам в рамках инициативы "Восточное партнерство" Тбилиси добился лишь незначительного облегчения правил для поездок своих граждан в страны ЕС?
В том же 2008 году именно Николя Саркози стал инициатором шестипунктного соглашения между Грузией и Россией о прекращении огня. Французский лидер и сейчас намекает Тбилиси на то, что неплохо бы подписать документ о неприменении силы с Абхазией и Южной Осетией. Но не более того. К тому же грузинские дипломаты и так основательно подпортили отношения со своими французскими коллегами - вспомнить хотя бы жалобы по поводу возможной продажи РФ вертолетоносцев "Мистраль" и скандальных изречений теперь уже бывшего госминистра по реинтеграции Темура Якобавшили, который поучал Саркози.
Впрочем, для Грузии любое упоминание республики в контексте НАТО воспринимается как факт международной поддержки. При этом в Тбилиси, видимо, забывают, что ни статуса, ни плана действий по членству в альянсе страна так и не получила. Что после выводов комиссии Хайди Тальявини, которая назвала виновником августовского конфликта именно Михаила Саакашвили, Запад к грузинскому лидеру не особо благосклонен. И что новая администрация Белого дома предпочитает иметь дела с Россией. Да, в грузинской столице открываются офисы связи НАТО, но это лишь утешительные призы, бальзам на душу Михаила Николаевича. Республика в ее нынешнем состоянии бесконечно далека от вступления в блок, и это не изменят никакие документы Wikileaks.
Как отмечают грузинские политологи, на то есть несколько причин. Во-первых, Североатлантический альянс поставил руководству страны определенные условия, которые касаются демократических преобразований, в том числе вопросов с судебными процессами и соблюдением прав человека. "Пока эти вопросы не будут решены, НАТО воздержится от конкретных шагов в отношении Тбилиси", - отмечает глава "Центра Стратегических исследований Кавказа" Мамука Арешидзе. Вторая причина, по его мнению, это так называемый фактор России, то есть процессы "перезагрузки". И, наконец, территориальные проблемы Грузии.
Со своей стороны, директор Кавказского института мира и демократии Гия Нодия полагает, что точных сроков вступления Грузии в НАТО не называли никогда, поэтому ничего удивительного сейчас не происходит. "Проблема принятия республики в Североатлантический альянс - это проблема консенсуса стран-участниц блока", - сказал он, добавив при этом, что требуемые НАТО реформы надо выполнять в любом случае, поскольку они нужны, в первую очередь, самой Грузии. Оба политолога сходятся во мнении, что прояснения ситуации с принятием республики в альянс в обозримом будущем не произойдет.
Что же касается местных политиков, то они продолжают бодриться. Недавно словоохотливый вице-премьер Грузии Гиорги Барамидзе заявил о том, что территориальные проблемы не являются препятствием для вступления страны в НАТО. "Германия была наполовину оккупирована Советским Союзом, тем не менее, она вступила в НАТО", - намекнул он на то, что Сакартвело может оказаться в составе блока и без Абхазии.
Неоднозначный эпитет вице-премьера, мягко говоря, удивляет. С одной стороны, власти говорят о необходимости диалога с "сателлитами" и их возвращении под свое крыло, а с другой - рвутся в НАТО с учетом новых реалий на Южном Кавказе. Так может, Тбилиси лучше подумать над выполнением условий альянса, а не смаковать мифическую поддержку Франции и ждать новых вестей от WikiLeaks?