Ветер перемен в отношениях между Россией и основными игроками ВТО, видимо, до костей просквозил грузинских политиков, потому что они незамедлительно отреагировали на достигнутые Москвой, Брюсселем и Вашингтоном договоренности. И, кажется, впервые в реляциях из Тбилиси вместо националистического ригоризма звучали нотки прагматизма.
Первый шаг к здравому смыслу сделал лидер христианских демократов Георгий Таргамадзе, предложивший властям Грузии использовать в отношениях с Москвой пример Молдовы, которая согласилась на контроль миссии ЕС над приднестровским участком своей границы.
"Это хорошее средство, с одной стороны, для властей Молдовы иметь исчерпывающую информацию о ситуации на границе, в том числе и товарообороте, и в то же время является компромиссным вариантом для России, для которой важно, чтобы линию оккупации не контролировала только Молдова", - заявляет Таргамадзе.
Этот опыт, считает он, можно применить в Рокском тоннеле и на Псоу. "Думаю, что если грузинская сторона обратится к России взамен на допуск в ВТО с таким предложением, это, с учетом существующей реальности в Грузии, будет хорошим выходом для грузинской стороны. А для России, для которой важно, чтобы границу не контролировала непосредственно грузинская сторона, это компромиссное предложение", - заявил лидер ХДД.
Само это предложение политика, увязывающее, как и прежде, вопросы вступления в экономическую организацию с политической проблематикой, не выходит за рамки традиционной риторики официального Тбилиси. Но сделанная им оговорка о том, что параллельно с этим следует обсудить допуск грузинской продукции на российский рынок, свидетельствует о первых, еще очень робких изменениях в мышлении политического истеблишмента Сакартвело.
Ведь Грузия единственная во Всемирной торговой организации выдвигала России политические требования. В переговорах с Соединенными Штатами и Европейским союзом камнем преткновения были разногласия исключительно экономического характера. Теперь, кажется, и в Тбилиси стали переходить на повсеместно принятые, цивилизованные условия игры и отделять вино от ракет.
Но далеко не все. Эта мизерная оговорка лидера христианских демократов была встречена в штыки другими представителями грузинской политики.
В частности, политолог Сосо Цинцадзе заявил в интервью местным масс-медиа, что "в условиях, когда Запад вместо давления на Россию, как видно, дал ей твердые гарантии на вступление в ВТО, компромиссные предложения грузинской стороны ничего не дадут, а попадание национальных интересов в список компромиссных решений - недопустимо, так как маловероятно, чтобы Россия приняла конкретно это или в целом какое-либо компромиссное предложение ". И он совершенно прав в том, что Москва и дальше намерена четко разделять вопросы экономики и международных отношений.
Слова грузинского политолога свидетельствуют: после долгих лет жесткого идеологического противостояния бывает очень трудно перевести мышление на новые рельсы.
Значительно прагматичнее на этот счет высказался эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе. Он согласился, что инициатива христианских демократов хоть и интересна сама по себе, однако реальных результатов не даст.
"Россия не примет данное решение и скажет, что "в Молдове совсем иная реальность, а Абхазия и Цхинвальский регион - независимые республики", - так прокомментировал он тупиковость предложения Георгия Таргамадзе. Однако, поддержав точку зрения Сосо Цинцадзе, Мамука Арешидзе сделал из нее совершенно другие выводы.
"Заявление Обамы, согласно которому Россия обязательно должна стать членом ВТО, заставляет меня подумать, что на Тбилиси будет осуществлено серьезное давление. В этих условиях единственное, что может сделать грузинская сторона, это получить серьезные гарантии деблокирования грузинской продукции. Россия, по законодательству ВТО, и так обязана не блокировать нашу продукцию на своей территории, однако главный санитар Геннадий Онищенко может объявить грузинскую продукцию негодной. Поэтому необходимо получить с этой точки зрения твердые гарантии от России ", - уверен эксперт.
Оставим на совести Мамуки Арешидзе демонизацию главы Роспотребнадзора. Под санкции ведомства Геннадия Онищенко, как известно, попадало не только грузинское вино, но и польское мясо, и американские окорочка. Все эти противоречия решались в ходе нормального рабочего диалога на межведомственном уровне, не становясь краеугольным камнем внешней политики ни одной из вовлеченных в торговые конфликты сторон. И ничто не мешает так же разрешить вопрос с доступом на российский рынок грузинского вина. Тем более, что в рамках ВТО у Тбилиси будет значительно больше рычагов для сглаживания подобных противоречий.
Значительно важнее то, что мнение в поддержку взвешенного и прагматического подхода к сложным вопросам российско-грузинских взаимоотношений перестает быть в Тбилиси "гласом вопиющего в пустыне ". Ближайшие месяцы покажут, способно ли руководство Сакартвело адаптироваться к новым условиям международных отношений.