Новое постановление подразумевает, что Министерство по реинтеграции становится цензором проектов международных неправительственных организаций. Это ведомство может отказать в реализации любого проекта компаниям, до сих пор сотрудничающим с Сухумом и Цхинвалом через Тбилиси. Правда, в случае отказа можно обратиться в суд. Это тоже предусмотрено постановлением.
Согласно новому документу, НПО должны информировать власти Грузии о своей деятельности каждые полгода, участники проектов из Абхазии и ЮО должны пользоваться при поездках грузинскими документами, и желательно, чтобы сами проекты ставили политические задачи. Например, возвращение беженцев. Так же НПО должны ставить перед собой цели, близкие к задаче самого министерства - а именно к «вовлечению путем сотрудничества» населения Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии.
Новые правила заметно усложнят жизнь НПО. Скорее всего, большинство из предполагаемых проектов теперь не осуществимы, так как работать в Абхазии и ЮО в соответствии с установками закона «Об оккупированных территориях» не представляется возможным.
После августа 2008 года немногие из международных организаций решили продолжать свою деятельность в признанных Россией государствах. Компании, оставшиеся на территориях стран, изменили тактику работы. Если раньше НПО старались предлагать совместные с грузинскими организациями проекты, то теперь их больше интересуют внутренние процессы в Абхазии и Южной Осетии. Но Тимур Якобашвили, автор нового постановления, обязательно сочтет, что любая работа, связанная с развитием местных СМИ или гражданского общества, противоречит духу и букве его постановления.
Похоже, именно этого и добиваются в Тбилиси. Политолог Паата Закареишвили считает, что имеет место попытка вынудить международные организации уйти из региона. «Реально это приведет к тому, что они перестанут работать. Среди этих организаций много таких, которые были нейтральными, и часто выполняли роль посредников между сторонами. Это прекратит любые грузино-абхазские контакты. Это не политика контроля, а политика уничтожения любых площадок, на которых грузины, абхазы и осетины могли бы делать общие дела», - сказал Закареишвили в интервью GeorgiaTimes.
Эксперты призывают серьезно относиться к деятельности властей в этом направлении. Правила для влиятельных международных НПО вводятся не только, и не столько с целью контроля, сколько с далеко идущими политическими перспективами. НПО заявляют, что контакты с абхазами и осетинами возможны и эффективны - грузинские власти пытаются доказать, что контактов нет и быть не может. Конфликты у Грузии с Россией - а абхазы и осетины оккупированы. Проще говоря, практика деятельности осторожных и не публичных международных организаций противоречит политике официального Тбилиси. Международные НПО оказались оппозицией поневоле и подлежат изгнанию.
Закрыть шлюзы для международных организаций - это, наверное, первый шаг который может принести пользу официальной линии грузинских властей. Но даже на его фоне Якобашвили и его министерство не перестают быть клоунами. 11 октября на конференции в Тбилиси госминистр рассказал о философии нового постановления в отношении конфликтов. Он проиллюстрировал ее таким случаем: известного театрального режиссера Георгия Товстоногова пригласили в Лондон на фестиваль современного искусства. Там вдруг по ходу пьесы 10 мужчин на сцене разделись и занялись коллективной мастурбацией. «И после этого его [Товстоноговa] спросили: «Как вам понравилась постановка?» Его ответ: «Это тот случай, когда лучше быть частью действия, нежели просто сидеть и все это лицезреть». Вот так решили и мы, что мы не должны просто так сидеть и смотреть... И что мы должны быть частью происходящих процессов в целом», - сказал Якобашвили в присутствии иностранных дипломатов и прессы.
А пока госминистр шутит, у иностранных дипломатов и международных организаций лезут глаза на лоб от его поступков. Ведь до сих пор Якобашвили работал не в правовом, а в публичном поле. Он не раз использовал влиятельные международные институты ради собственного пиара.
Последним пострадал Фонд развития ООН(UNDP). Госминистр заявил о том, что UNDP будет раздавать в Абхазии «нейтральные документы» для жителей республики. Трудно придумать лучшую антирекламу деятельности UNDP в Абхазии. Этого было достаточно, чтобы оппозиция страны потребовала от властей немедленно прекратить деятельность в рамках грузинской стратегии. МИД Абхазии назвал заявление Якобашвили «ложью», а расквартированные в Тбилиси офисы международных организаций уже сбились со счету, считая небылицы госминистра, из-за которых они оказываются в центре скандалов.
«У нас есть устойчивое ощущение, что его (Якобашвили) задача - испортить нам репутацию и добиться, чтобы мы ушли из региона. Он постоянно сталкивает нас лбами с сухумскими и цхинвальскими властями. Сейчас вот скандал с UNDP, в это же время нездоровые разговоры вокруг грузино-абхазской координационной комиссии, будущее которой и так не ясно. Новые правила закроют нам возможность работать. У международных организаций нейтральный статус, они находятся вне политических процессов и административного контроля в странах, где работают. Нам предлагается стать орудием грузинской стратегии», - рассказал GeorgiaTimes сотрудник одной из международных организаций, работающих в Тбилиси.