С каждым разом информационные кампании, за счет которых грузинские беженцы пытаются привлечь внимание международного общественного мнения, становятся все креативнее и масштабнее. Если раньше они происходили в основном внутри Грузии, то теперь по миру гуляет свиток размером 1x2 метра, в котором находится обращение ко всем государствам планеты с просьбой помочь им вернуться в Абхазию и Южную Осетию. Кампания стартовала в Тбилиси, и теперь свиток возят по дружественным странам. На очереди Украина, потом Латвия. Каждый беженец может присоединиться к акции.
Устроителям этой акции нельзя отказать в свежести идеи. Она отличается от других и масштабностью и добротой. Раньше флэш-моб было принято устраивать непосредственно на границах с бывшими автономиями. Тогда подвергались опасности жизни людей, собирающихся перерезать ленточку и готовых под прикрытием детей, двинуться на танки.
В обращении на свитке, который предстоит подписывать членам грузинских диаспор в разных странах, главным виновником всех бед названа Россия. Люди зачастую не понимают, что раскиданными по всему миру они оказались исключительно благодаря политике грузинских лидеров.
Если представить, что некие силы России, как сосредоточение зла для грузинского народа, собирались ограничить его среду обитания, то все президенты независимой Грузии, несомненно, их агенты. Каждый из трех грузинских лидеров предпринял максимум усилий для того, чтобы его народ покидал одну территорию за другой. Вообще, политика страны похожа на конвейер по выдавливанию грузинского населения из региона.
Шутка ли - в Грузии добились того, что существуют новые и старые беженцы - те, кто покинули свои дома в 90-х при Шеварднадзе и те, кто бежали в 2008-м от войны в Южной Осетии. Все войны, которые страна пыталась вести во имя грузинских граждан, оборачивались их изгнанием.
В обращении, написанном на свитке, только один призыв - помочь «достойно и мирно» вернуться в свои дома. В этих словах звучит не столько горечь и страдание простых людей, сколько попытка напомнить международному сообществу о том, что у Грузии есть свои беженцы. Реально в их возвращение в свои дома, мало, кто верит.
Если партнеры Грузии по переговорам вдруг скажут, что они готовы всерьез обсуждать возвращение людей, то Тбилиси окажется в сложном положении. Здесь ставят знак равенства между возвращением беженцев и восстановлением юрисдикции Грузии над бывшими автономиями. Процесс возвращения должен быть синхронизирован с ликвидацией государств в двух республиках. История не предоставляет Грузии такого шанса. А значит, у людей нет даже теоретического шанса на возвращение.
В грузинском обществе вообще сложное отношение к реальности. И у большинства беженцев тоже. Очень популярный клип «Здравствуй, моя Абхазия», в котором снялся и Вахтанг Кикабидзе, является квинтэссенцией идеологии возвращения. Сюжет клипа построен на якобы реальном возвращении людей, которые едут в Абхазию кто на машинах, кто автостопом, кто на пароходе из Батуми. При этом обязательным аксессуаром, с которым едут люди, является флаг Грузии - его они везут в Абхазию...
Конечно, это просто клип. Конечно же, желания грузин развернуть время вспять и проснуться уже в чужом сне - очевидны. Но в реальной жизни все по-другому. И если кому-то суждено вернуться на родину, то жить он будет в другом государстве, под другим флагом, и с другим обществом.
Грузия не хочет отпускать своих беженцев домой. Она не признала возвращения людей в Гальский район Абхазии и отказалась от предложений начать переговоры о возвращении беженцев в один из районов Южной Осетии. Идеология утерянных земель не подразумевает возможность хотя бы частичного возвращения беженцев, потому что для страны эта идеология стала национальной идеей.
«Свой дом» сегодня весьма условное понятие применительно к оставшемуся на «оккупированных» территориях имуществу граждан Грузии. После войн девяностых прошло семнадцать лет и, как правило, от имущества остались остатки стен и заросшие бурьяном участки. И то - если остались, а не застроены совершенно другими людьми. Никакое массовое возвращение беженцев не может состояться без громадных затрат для строительства новой инфраструктуры и адаптации людей.
И разговор на эту тему в среде международных доноров Грузии даже и не начинался. Значит, у них есть вполне ясное понимание, что возвращение беженцев - нечто из области фантастики.
Сегодня Израиль предложил Грузии свой опыт по обустройству репатриантов на исторической родине. Этот опыт грузинским властям было бы неплохо перенять - хотя бы потому, что в сложных условиях продолжают жить десятки тысяч людей.
Власти страны из-за отсутствия денег или специально - не предпринимали никаких усилий, чтобы улучшить условия жизни беженцев. Эта политика позволила очень долго держать людей на чемоданах, хотя большая часть беженцев худо-бедно нашла свою нишу в Грузии.
Даже если дать сегодня этим людям возможность вернуться туда, где они или их родители жили два десятилетия назад, им придется начинать жизнь с чистого листа. Мало, кто из бывших беженцев готов фактически эмигрировать в сопредельные страны.
Получается, что тема возвращения беженцев - мыльный пузырь. Тбилиси научился манипулировать проблемами людей. Но на самом деле их обманывали много раз и когда подставляли под пули на линиях фронтов, и после, когда держали как заложников своей политики.