«Многие медиа-средства испытывают сильное давление со стороны владельцев, при этом информация о владельцах СМИ не является прозрачной, - говорится в документе. - В ходе выборов высокая цена платной рекламы ограничивала возможности кандидатов в ведении медиа-кампании». При этом единственной сбалансированной телекомпанией эксперты ОБСЕ считают Общественное ТВ Грузии.
Казалось бы, после столь нелестной оценки от представителей грузинских властей можно было бы ожидать каких-то оправданий. Не тут-то было! Председатель ЦИК Зураб Харатишвили лишь поставил Общественное телевидение в пример остальным телекомпаниям и был таков. При этом - ни слова о том, что нужно сделать для исправления тяжелой ситуации в медиа-сообществе.
Чем объяснить такое спокойствие главы ЦИК? Может быть, Харатишвили до сих пор вспоминает о прошлогоднем рейтинге организации «Репортеры без границ», в котором Грузия заняла 81 место? Думаю, ему возразит основатель и главный редактор грузинской газеты «Версия» Майя Пурцеладзе. Она уверена, что международные рейтинги прошлых лет не отражают реальную ситуацию в стране. «Независимая пресса Грузии находится в тяжелом положении», - говорит она. Не исключаю, что теперь, после объективного отчета ОБСЕ, слово возьмут известные грузинские журналисты, которые в свое время воевали с властями.
Например, президент медиахолдинга «Джорджиан Таймс» Малхаз Гулашвили. Не так давно он покинул страну из-за преследования его и членов его семьи со стороны грузинских властей и перебрался в Россию. Сейчас Гулашвили говорит о том, что основные СМИ Грузии подконтрольны НПО «Институт свободы», который «борется с грузинскими традиционными ценностями и пропагандирует безнравственность, гомосексуализм и ругань христианских святых». В сложившейся ситуации президент «Народного православного движения» обвиняет действующий режим «Они - причина всех бед грузинского народа, потому что их идеология управляет сейчас Грузией, и их идеология привела к войне с Цхинвалом. Пока этот институт будет в Грузии, не будет спокойствия ни грузинскому народу, ни всему Кавказу», - заявил он.
Вспомним и об Инге Григолия, ведущей популярной программы «Политическая неделя». Год назад передачу прикрыли, а Григолия приняла решение уехать в Лондон. Между прочим, как и многие другие грузинские журналисты, она в свое время поставила подпись под обращением к вице-президенту США Джозефу Байдену с просьбой обратить внимание на диктат властей и партийное давление на национальных телеканалах республики.
Как известно, работники СМИ требовали от властей дать им право и возможность работать свободно, сделать прозрачной информацию об учредителях телеканалов, а также отменить монополию на распространение печатных медиа-средств, которую власти используют как рычаг давления и запугивания прессы. «Господин вице-президент, просим Вас заинтересоваться этими вопросами и дать им соответствующую оценку», - говорилось в обращении. Байден, впрочем, на беды грузинских журналистов внимания так и не обратил, несмотря на то, что приезжал в республику.
К сожалению, с тех пор ситуация не сдвинулась с мертвой точки. В своем недавнем интервью GeorgiaTimes представитель Консервативной партии Каха Кукава рассказал, что реальный взгляд российских политиков на сложившуюся ситуацию в регионе отличается от того, о котором народу Грузии говорят на правительственных телеканалах. «Для аудитории республики выбирают только те комментарии, которые враждебны», - добавил он.
Тем не менее, первый звонок для властей страны уже прозвенел. А, если учесть, что, согласно данным опросов общественного мнения, 24 процента граждан Грузии считают самым большим поражением «революции роз» ограничение свободы слова в СМИ, Михаилу Николаевичу лучше ослабить хватку и дать журналистам хотя бы глоток свободы.