Конечно, вряд ли в последние сутки президентства Саакшвили у ворот его резиденции выстроится очередь из жаждущих возмездия людей с вилами и факелами. Но ему есть чего бояться и помимо линчевания, ведь претензий к герою "революции роз" предостаточно - и не в одной только Грузии. Глава государства об этом прекрасно знает, поскольку яму себе вырыл лично, приложив массу усилий. И теперь жаждет обеспечить себе новую защиту, поскольку его нынешний статус со всеми преимуществами скоро будет утрачен.
Последние инициативы Михаила Николозовича по изменению конституции и превращению Грузии в парламентскую республику объясняются именно обостренным инстинктом самосохранения. Обновленный основной закон страны сосредоточит практически все властные полномочия в руках премьер-министра, а уж вопрос о том, кто именно займет этот суперважный пост, решается проще простого. Подскажем - фамилия этого человека начинается на "C" и заканчивается на "аакашвили".
Бросить обездоленный народ Сакартвело через каких-то три года ему помешает не только банальный страх, но и болезненный реформаторский "зуд". Действительно, ещё не все дети в стране могут наизусть процитировать Декларацию независимости США на языке оригинала. Ещё не все грузинские солдаты побывали в дружественном Афганистане. А государственной собственности еще осталось достаточно, чтобы передать ее в заботливые руки западных инвесторов. И кто справится с этим хлопотным делом лучше действующего президента?
Нет, мало Мишико двух президентских сроков для реализации всех его феерических замыслов, мало. Для великих целей можно и конституции хребет сломать, чтобы, так уж и быть, согласиться нести тяжелую ношу премьер-диктатора. А там, если не останавливаться на достигнутом, - в императоры его! Но пока что о юридическом возвращении Грузии к монаршим временам речи не идет. Саакашвили решил ограничиться элегантной рокировочкой полномочий между своей нынешней и будущей должностями.
Реакция политического истеблишмента страны на инициативу президента предсказуема и закономерна, как восход Солнца поутру. Оппозиция чуть ли не из утюгов кричит об опасности авторитаризма, а представители правящей партии вяло отбрыкиваются программными заявлениями об очередном шаге Грузии к светлому демократическому будущему. При таком положении дел в 2013-м году в здании Государственной канцелярии, где заседает правительство страны, воцарится старый хозяин в новом статусе.
Эта "мутация" Саакашвили может удовлетворить как его самого, так и американских покровителей грузинского лидера, считает известный российский эксперт, вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. - На третий срок Саакашвили идти не будет, это очевидно. В Вашингтоне подобный шаг вряд ли бы поприветствовали. Американцы рассчитывают на то, что в Грузии появится такой президент, который сможет выстраивать хоть какие-то отношения с Россией: текущая "нулевая" ситуация их никак не устраивает. При нынешнем главе грузинского государства реальные условия для политического диалога отсутствуют. Но сохранить Саакашвили у власти в каком-либо качестве Штатам было бы чрезвычайно выгодно - это будет гарантией того, что проамериканский курс Грузии будет сохранен, - сказал Макаркин в интервью корреспонденту GeorgiaTimes. - Им нужен и куда более адекватный президент, который, ко всему прочему, никак не связан с авантюрным нападением на Южную Осетию в августе 2008-го года".
При этом, по словам эксперта, возможное "опремьеривание" Саакашвили нельзя сравнивать с ситуацией "тандема" Дмитрия Медведева и Владимира Путина. "Во-первых, в отличие от положения дел в высших эшелонах власти в России, президент Грузии никогда не будет уверен в своем преемнике. Саакашвили не уверен, что следующий глава государства, придя к власти, не начнет проводить политику не просто самостоятельную, а конфликтную по отношению к нему самому. Во-вторых, передача власти в России не сопровождалась конституционными реформами в контексте расширения полномочий премьер-министра. Да, в РФ это произошло фактически, но юридически власти у главы правительства больше не стало. Такое можно провести, только основываясь на доверии между президентом и его преемником. Видимо, у Саакашвили такое доверие отсутствует", - подчеркнул вице-президент Центра политических технологий.
Он считает, что новый президент Грузии вовсе не станет довольствоваться ролью ширмы для премьер-министра: "В конце концов, у любых декораций есть свойство оживать. Саакашвили понимает, что человек, избранный всенародно, будет обладать собственной яркой идентичностью и не согласится на роль марионетки. Именно поэтому Саакашвили пытается защитить себя и отобрать у будущего главы государства как можно больше полномочий".
Можно предположить, что нынешний президент Грузии со свойственным ему маниакальным упорством вряд ли удовольствуется одними лишь конституционными реформами. В конце концов, страдая редкой по силе паранойей, грузинский президент так и не научился доверять никому, кроме себя самого. Значит, следующей его задачей станет как можно более длительное сохранение во здравии этого "себя самого".
Кто знает, может уже и создан некий грузинский аналог печально знаменитой организации "Аненнербе", члены которого заняты поиском эликсира вечной молодости для Михаила Саакашвили. В таком случае, тревожно становится за судьбу молодых фавориток, заполнивших сейчас коридоры правительства страны. Не подбирал ли их президент по рецептам дряхлых средневековых баронесс, пытавшихся вернуть себе юность ваннами из крови самых красивых крестьянок?