Внимательные наблюдатели давно заметили, что президент Грузии любит подражать поступкам своих более влиятельных коллег. Но недавние экзерсисы Саакашвили в управлении самолетом настолько явно отдавали плагиатом, что оппозиция вынесла ему вердикт - "политический пародист". Впрочем, он не один копирует чужие поступки. А причина, по которой это происходит, может и вовсе лежать в плоскости неполитической.
Напомним, лидер оппозиционного движения "Единая Грузия" Нино Бурджанадзе заявила, что полет Михаила Саакашвили на самолете Cessna во время визита в Аджарию является попыткой скопировать поведение премьер-министра России Владимира Путина. По словам Бурджанадзе, ей лично было смешно видеть грузинского лидера за штурвалом, поскольку с самолетами у него отношения сложные уже этак года два. "Он, услышав шум самолета в августе 2008 года в Гори, так сбежал, что охрана его с трудом догнала", - объяснила представительница оппозиции. Но смеяться над президентом Саакашвили - это как на дурака обижаться. Человек изо всех сил старается выглядеть "крутым". Однако собственной крутизны у него явно не хватает, а импортная американская кончилась. Поэтому-то он и копирует так старательно поведение людей, способных совершать решительные и яркие поступки. Завидуя чужой славе, глава грузинского государства очень хочет попасть в мировую историю фигурой значимой и влиятельной. Но пока он попадает в истории другого рода, и собственного политического веса у него как не было, так за все годы президентства и не появилось.
Придя к власти, Саакашвили тщательно копирует западную модель развития. Только и в этот раз копия оказывается не четой оригиналу. К примеру, попытки избавиться от старой политической элиты приводят к тому, что руководить страной теперь будут чуть ли не выпускники грузинских школ. А теперь президент Грузии решил взять за образец руководителей "страшного северного соседа", только вместо маневренного истребителя сел почему-то за штурвал гражданской крошки "Сессны".
Пытаясь скопировать поведение то западных, то российских лидеров, Михаил Саакашвили ведет себя как недополучивший молока теленок, который постоянно пребывает в поисках - к кому бы "присосаться".
Впрочем, этой и другими психологическими проблемами президента Грузии, связанными с "недолюбленностью", лучше заняться психологам. А еще лучше - целой бригаде психологов. Вполне возможно, их профессиональный приговор уйдет своими корнями в то далекое время, когда маленький Миша Саакашвили находился на оральной стадии развития (именно так в психоанализе называется период жизни младенца от рождения до полутора лет, когда главным органом чувств для человека является рот). Слишком строгое обращение с ребенком на этой стадии может привести к тому, что спустя много лет он, уже будучи взрослым, будет постоянно искать активного одобрения своих поступков, испытывать сильное чувство неуверенности в себе. И, кстати, психотравмы на оральной стадии порождают маниакальное желание подержать что-то во рту - жвачку, ручку или, на худой конец, галстук. Знакомые симптомы, не правда ли?
Характерные признаки некого расстройства прослеживаются не только на медицинском уровне - и не только у Саакашвили. Как считает директор Института политических исследований, депутат Госдумы РФ Сергей Марков, копирование образа и поступков российского премьер-министра является нормой для лидеров стран бывшего СССР. "Конечно, Саакашвили пытается брать пример с Владимира Путина. Но он и не является исключением - почти для каждого из политических деятелей на постсоветском пространстве Путин является наиболее успешным примером. Он ведь смог не только значительно улучшить ситуацию в своей стране, но и прославился на весь мир, стал настоящей звездой мировой политики, - сказал эксперт в интервью корреспонденту GeorgiaTimes. - Впрочем, трудно представить претензии Саакашвили в связи с попытками подражать премьер-министру РФ. Да он особенно и не скрывает подобного своего поведения".
Известный российский политолог, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин отмечает, что поведение Михаила Саакашвили вполне укладывается в нормы, принятые на самом верху мирового политического олимпа. По мнению эксперта, акции типа пропагандистского полета уже давно стали нормой в столь любимых грузинским президентом Соединенных Штатах Америки. "Другое дело, что это может быть просто очень плохо организовано - слишком явно, слишком нарочито, слишком отдаленно от политического и общественного контекста того или иного деятеля", - подчеркивает эксперт.
В случае с полетом Саакашвили "контекст" явно пострадал, поскольку, если верить грузинским СМИ, в кабине с президентом-триумфатором находился профессиональный пилот, который на самом деле и управлял "Сессной".
Что ж, даже "подвиги" у Саакашвили выходят мелкие и липовые. Действительно, даже как-то неудобно сравнивать богатый авиаопыт Владимира Путина с одним-единственным полетом на маленьком гражданском самолетике, которым президент Грузии то ли "рулил", то ли нет. Проблема этого любителя подражать - в том, что практически все его самостоятельные "акты мужественности" выглядят по меньшей мере нелепо.
Тут стоит вспомнить и уже упомянутое бегство от российского истребителя в Гори, и якобы совершенный российскими пограничниками обстрел делегации, в состав которой входил сам Саакашвили и президент Польши Лех Качиньский. Когда всплыла информация о том, что за этим инцидентом стоят грузинские спецслужбы, предшествующие обвинения лидера Грузии в адрес России предстали совершенно в ином, очень нелестном для него свете.
Судя по всему, и сам Саакашвили в какой-то момент понял, что "авторские проекты" не принесут ему славы. Понял, поэтому и перешел тихо-мирно к незамысловатому варианту политического плагиата. Следуя логике, в ближайшее время ему надо бы устроить небольшой автопробег между Тбилиси и Гори. А теперь давайте гадать, какая будет марка машины и ее цвет.