В последнее время в Грузии всерьез подумывают о создании грузино-азербайджанской конфедерации, которая должна способствовать безопасности на Южном Кавказе. О том, что Тбилиси и Баку должны сформировать теплые конфедеративные отношения, еще летом заявил грузинский лидер Михаил Саакашвили. «Мы являемся началом и концом друг друга, - сказал он. - Это отношения, в которых не то что нет проблем, а лучше которых представить практически невозможно».
По словам замглавы МИД Грузии Нино Каландадзе, со стороны Тбилиси уже есть техническое согласие в этом вопросе. «Какие формы примет инициатива, зависит от переговоров дипломатов, - добавила Каландадзе. - Пока вопрос обсуждается на поверхностном уровне». Замминистра иностранных дел считает, что создание конфедерации послужит развитию двух стран, поскольку в последнее время Грузия и Азербайджан активно сотрудничают в экономической сфере.
Широко разрекламированная инициатива не только получает в грузинском обществе положительные отзывы, но и постепенно видоизменяется в умах различных деятелей. Так, президент «Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов» республики Мераб Джаниашвили уже предложить включить в интеграционные схемы между Тбилиси и Баку - Армению. «Главной проблемой региона является не этническое противостояние и сепаратизм, а перманентный экономический кризис, - цитирует его Кавказ Online. - Армения существует за счет российской, Грузия - американской помощи, а Азербайджан за счет экспорта энергоресурсов, однако эти ресурсы поглощаются огромными военными затратами». Мераб Джаниашвили также полагает, что формирование единого экономического пространства будет шагом на пути урегулирования этнических конфликтов. После этого, как считают в «Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов», можно говорить о подключении к конфедерации других соседних государства - Турции и Ирана.
Невольно задаешься вопросом: каким образом в Тбилиси собираются объединить Армению и Азербайджан? Как известно, над решением карабахской проблемы годами бьется уже не одна международная организация, и о подвижках, к сожалению, говорить здесь не приходится. Непонятно и то, как Грузия собирается заманить в конфедерацию страны, имеющие прямые геополитические и торговые интересы с Россией? Неужели в Тбилиси всерьез полагают, что Баку и Ереван предпочтут дружбу с Сакартвело? Весьма сомнителен и тезис об участии в конфедерации Ирана.
К слову, полтора года назад о создании платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе говорили в Анкаре. Тот формат сотрудничества должен был включить в себя Азербайджан, Турцию, Грузию, Россию и Армению. В итоге создаваемая платформа стала проектом-фантомом. Дело в том, что официальный Баку счел невозможным осуществление предложенной Турцией инициативы без разрешения нагорно-карабахского конфликта. Более того, у каждой из пяти стран была своя точка зрения на истоки и результат конфликтов в регионе.
Сегодня эксперты оценивают перспективы создания подобных конфедераций с солидной долей скепсиса. По мнению азербайджанского политолога Хикмета Гаджизаде, даже заявления о возможности создания конфедерации Грузии и Азербайджана имеют чисто пропагандистский характер, и их не стоит обсуждать всерьез. Он напомнил, что еще в начале XX века идею Кавказской конфедерации выдвинул видный государственный и политический деятель Азербайджана Мамед Эмин Расулзаде. В 1918 году такая конфедерация в Закавказье даже была создана, но очень быстро распалась. А в советские годы также в течение короткого времени существовала Закавказская советская федеративная социалистическая республика. «Что касается нынешней идеи конфедерации, то это обусловлено стремлением Грузии воспользоваться экономическими и другими возможностями Азербайджана», - считает Гаджизаде.
О том, что кавказскую конфедерацию надо воспринимать, скорее, как риторику, чем как серьезный политический проект, говорит и директор Кавказского института мира и демократии Гия Нодия. Политолог отметил: «Саакашвили опасается, что Азербайджан может стать слишком пророссийским, так как взаимоотношения официального Баку с Вашингтоном являются довольно прохладными», - цитирует BBC. По мнению Нодия, не идеальны также и отношения и Грузии с Турцией.
Со своей стороны, руководитель ереванского Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян заявил тому же BBC, что после того, как турецко-армянские протоколы не были ратифицированы, Южный Кавказ и вовсе разделился на две части.
Таким образом, говорить о создании сколь бы то ни было серьезной конфедерации на Кавказе сейчас не просто преждевременно. Разногласия между некоторыми странами переводят эти разговоры в чисто виртуальную плоскость. И, думается, в этих обстоятельствах Тбилиси пытается отхватить кусок пирога явно не по зубам.