Соединенные Штаты уже более десяти лет занимаются подготовкой армии Грузии, однако нападение грузинских танков на Цхинвал в августе 2008 года многих заставило задуматься о правильности такой «дружеской помощи».
Например, эксперты полагают, что в скором времени откажется вооружать Сакартвело Виктор Янукович, который постепенно налаживает отношения с Москвой и не стремится к кумовской дружбе с Михаилом Саакашвили. А накануне стало известно, что не станет поставлять Тбилиси вооружение Израиль. Как заявил глава МИД Израиля Авигдор Либерман, эта позиция связана с чрезвычайно чувствительной ситуацией на Кавказе.
В чем можно быть уверенным на сто процентов, так это в том, что от планов работать с грузинской армией не откажутся в Вашингтоне. Еще прошлой осенью российские спецслужбы узнали об оружейной сделке между США и Грузией на сумму в 100 миллионов долларов. При этом оружие планировалось отправить не по линии американского правительства, но с ведома и одобрения руководства страны. Любопытная сделка, не правда ли?
Что любопытно, инициатором договора выступила некая компания Barrington Alliance, которая предложила грузинам поставить комплексы ПВО, противотанковые ракетные комплексы Patriot, Stinger, Javelin и Hellfire, а также автоматическое стрелковое оружие и боеприпасы к ним.
Чем закончилась та темная история - остается загадкой. Но уж слишком много вопросов осталось без ответа. Во-первых, непонятно, почему хороший и давний друг Грузии решил помочь той через Barrington Alliance. Во-вторых, для чего Тбилиси вообще были нужны эти поставки, спустя год после пятидневной войны? И, наконец, чем собирались расплачиваться с американской компанией в Сакартвело?
Уже в мае этого года в официальную стадию перешло дело, возбужденное по факту обнаружения коррупции в процессе торговли оружием, где главный подозреваемый, Даниель Алвирес, обвиняется в заключении коррупционных сделок. В том числе и с правительством Грузии, пишет издание «Грузия и Мир».
Связаны ли эти истории между собой, или это лишь совпадение, но почти год спустя, грузинские СМИ сообщают о начале расследования дела о поставках оружия из-за рубежа. Пока Минобороны хранит молчание, говорит оппозиция. Как заявил лидер движения «Тетреби» Темур Шашиашвили, Грузия во время войны 2008 года могла списать оружие, которое на самом деле было ею продано за рубеж, и это могло не понравиться администрации президента США Барака Обамы. При этом оппозиционер подозревает в нечистоплотности власти республики и бывших госчиновников.
Действительно, система откатов сейчас налажена практически идеально. Совершая сделку, возможно, и невыгодную для тебя на первый взгляд, можно договориться о своеобразном возвратном бонусе, который ты получаешь за ее совершение. Не могла ли Грузия пойти на нечто подобное, закупив оружие у Соединенных Штатов? Об этом корреспондент GeorgiaTimes разговаривал с грузинским военным экспертом Гией Мелитаури.
По его словам, просочившаяся в СМИ информация - это не слухи. Действительно, идет расследование о так называемом скандале Алвиреса. «Это коррупционный скандал, связанный с продажей Грузии боеприпасов к американской винтовке М4, которые к этому времени уже были на вооружении грузинской армии, - рассказал Мелитаури. - В этом скандале замешаны чиновники со стороны американской администрации, которые отвечали за эти поставки. О других поставках, которые осуществлялись в то время, я не знаю. Из США в Грузию поставлялись только винтовки и боеприпасы к ним, а также радистанции «Харрис» и сухпайки. О других поставках вооружений кроме этих речи не было - не в 2008 году, ни потом. Не считая, естественно, единичных экземпляров машин «Хаммер».
Мелитаури отметил, что этим расследованием занимается ФБР, а речь в нем идет о завышении цен и получении за этот счет своей собственной выгоды. «К этому делу было привлечено около 18 сотрудников государственных организаций США. Однако, в любых коррупционных сделках не бывает одной стороны. Грузинское государство закупило боеприпасы у американцев, и это факт», - добавил он.
На вопрос о том, может ли в этом деле быть замешано Минобороны Грузии, Мелитаури ответил, что пока трудно говорить о чем-то или ком-то конкретном. «Расследование ведется. Лучше дождаться окончания следствия, - сказал эксперт. - Но абсолютно логично предположить, что сейчас под следствием находятся и некоторые грузинские чиновники».